Беседы о вере и Церкви
Боге, о человеке, о мире не удовлетворяют его, то
вместо того, чтобы пугаться, он мог бы сказать:
"Как замечательно, как дивно! Значит, я как
частица, соборная частица Церкви вырос в новую
меру, у меня начинает рождаться сомнение —
значит, есть новые ответы, новые данные, новая
глубина познания, которая вот, сейчас, передо
мной может открыться". И это очень важно; это не
значит, что мы легкомысленно должны разрушать и
колебать устои нашей веры, а это значит, что все
сказанное неудовлетворительно. Как говорил один
из отцов Церкви, все, что мы говорим о Боге в
соответствии с Его собственным откровением и с
опытом Церкви, может оказаться предельной
истиной для земли, однако не является всецелой
истиной для Бога; Бог всегда больше всего, что мы
можем сказать о Нем. Истина — это выражение
того, что есть, но не самая реальность. Реальность
и непостижима до конца, и невыразима до конца. Она
могла бы, хотя и при несовпадении реальности и
истины, быть выражена адекватно чистым символом.
В XII веке еврейский писатель в Испании, Маймонид [8] , говорил, что если мы хотим
найти способ выражать Бога непосредственно, не
вызывая никаких умственных представлений и
поэтому не вызывая никаких предрассудков или
отрицательных реакций, мы должны выделить одну
музыкальную ноту, которую мы не имели бы права
употреблять ни для чего другого. И эта нота
должна бы звучать каждый раз, когда мы хотим
сказать слово Бог или выразить понятие о
Боге; потому что это был бы чистый символ, который
в себе не несет ни чего, кроме того, что он
обозначает. Но даже так — это обозначение, а не
Сам Бог.
И вот здесь в нашем
мышлении очень важно, мне кажется, помнить, что
как бы мы ни выражали наше знание, опытное знание
о Боге, о человеке, о мироздании, о духовном мире,
оно только выражение; и что даже когда мы
берем Священное Писание как откровение — оно
откровение в меру человека, а не в меру Бога; оно
откровение в том смысле, что в нем сказано все то,