Беседы о вере и Церкви

думаю, и вся библейская традиция, и христианская,

которая выросла из нее и является, с моей точки

зрения, завершением ее, считают, что и материя, и

дух существуют в человеке как бы на равных

началах. Я бы сказал так: из всех мировоззрений,

которые я знаю, христианство — единственное

подлинно материалистическое мировоззрение в том

смысле (конечно, я немножко играю словами), что

христианство принимает материю всерьез; оно

учит, что материя не является временным или

случайным обрамлением жизни человека, что

человек не является духом, который на время

"воплощен", что материя, которая нас

окружает, не является просто сырым материалом

для нашей жизни, для постройки материального

мира, а имеет окончательное значение, и что

человек рассматривается не как дух, завязший в

материи, а как совокупность материи и духа,

составляющая одно целое.

И то, что Вы говорите

дальше: что христианство верит в бессмертие души,

— да, это правда, но в более основном, глубоком

смысле. Христианство утверждает (это Вы найдете и

в Символе веры, и в сознании христианской Церкви)

воскресение мертвых: нам представляется, что

полнота человеческого бытия — именно

воплощенность, а не развоплощенность витающих

духов.

Анатолий Максимович:

Скажите, такова была всегда христианская

установка? Потому что, насколько мне помнится,

раньше говорили совершенно иначе. Меня, например,

учили, что в средние века христианская Церковь

считала, будто жизнь на земле — преходящее

состояние; оно, конечно, преходящее и теперь, но,

во всяком случае, считалось, что это менее

"важное" состояние, чем то, что будет после.

Митрополит Антоний:

Мне кажется, что тут есть два момента. Во-первых, в

течение многих столетий было среди христиан

несколько, скажем, выжидательное, даже

подозрительное отношение к плоти, потому что