Беседы о вере и Церкви
внезапного присутствия Божия, вдруг ощутит, что
он находится перед Богом, что Бог тут. Это мой
собственный первичный опыт, почему я и стал
верующим: в момент, когда я хотел доказать себе,
что нет Бога,
что Евангелие — чушь сплошная, что не во что
верить, что смысла жизни нет — вдруг мне стало
совершенно ощутимо ясно, что я нахожусь в
присутствии живого Христа. Конечно, Вы можете
сказать, что это была галлюцинация, это был бред,
это была иллюзия и...
Анатолий Максимович:
По-моему, Вам просто пришла в голову мысль —
простите за такое прозаическое определение.
Митрополит Антоний:
Нет, то-то и дело, что это не была мысль. Я читал, и
мне пришлось поднять глаза, потому что мне было
совершенно, разительно ясно, что по ту сторону
стола, перед которым я сидел, кто-то находится;
мне пришлось посмотреть — так же, как бывает
иногда, что идешь по улице и обернешься, потому
что кто-то тебе в спину смотрит. И потому я и
говорю о галлюцинации, о такой внешней иллюзии: я
ничего не видел; но уверенность в этом
объективном, вне меня присутствии была такая
яркая, что она при мне осталась до сих пор;
конечно, не с той же яркостью, но с той же
убедительностью и конкретностью.
Анатолий Максимович:
Ну, как всегда, я вижу (это, конечно, очень старая
истина), что веру от разума отделяет черта; вера
находится по ту сторону этой черты. Большое Вам
спасибо, митрополит Антоний.
III
Митрополит Антоний:
Анатолий Максимович, Вы говорите, что Вы
неверующий; это значит, что у Вас есть какое-то
представление о Боге и что это представление Вы
отвергаете, что оно не укладывается в Ваше
представление о мире, о жизни. Можно мне
поставить такой вопрос: в какого Бога Вы не
веруете?