Беседы о вере и Церкви
для нашей жизни, для постройки материального
мира, а имеет окончательное значение, и что
человек рассматривается не как дух, завязший в
материи, а как совокупность материи и духа,
составляющая одно целое.
И то, что Вы говорите
дальше: что христианство верит в бессмертие души,
— да, это правда, но в более основном, глубоком
смысле. Христианство утверждает (это Вы найдете и
в Символе веры, и в сознании христианской Церкви)
воскресение мертвых: нам представляется, что
полнота человеческого бытия — именно
воплощенность, а не развоплощенность витающих
духов.
Анатолий Максимович:
Скажите, такова была всегда христианская
установка? Потому что, насколько мне помнится,
раньше говорили совершенно иначе. Меня, например,
учили, что в средние века христианская Церковь
считала, будто жизнь на земле — преходящее
состояние; оно, конечно, преходящее и теперь, но,
во всяком случае, считалось, что это менее
"важное" состояние, чем то, что будет после.
Митрополит Антоний:
Мне кажется, что тут есть два момента. Во-первых, в
течение многих столетий было среди христиан
несколько, скажем, выжидательное, даже
подозрительное отношение к плоти, потому что
казалось, будто плоть, телесность человека
связывает его с животным миром, делает его чем-то
ниже того духовного существа, которым человек
должен бы быть. Это — позднейшая установка, это
установка христианского мира, который уже как-то
потерял первобытный, радостный, всеобъемлющий
импульс. Скажем, в пятом веке один из отцов Церкви
писал, что никогда нельзя упрекать или обличать
плоть в том, что она "виновата" в
человеческом грехе, что грехи плоти — это грехи,
которые дух совершает над плотью. Так что
подозрительность, которая постепенно развилась
в связи с аскетической установкой, с борьбой за
целостность человека, сознание, что человек