Беседы о вере и Церкви
якобы получает удовлетворение от того, что люди
во славу Божию творят зло, независимо от того,
идет ли речь о массовых убийствах, религиозных
войнах или еврейских погромах или просто о том
отношении, которое иногда проявляют верующие
друг к другу и к неверующим по чисто формальным
причинам. Я не верю в Бога, Который допускает и
якобы даже получает удовлетворение от того, что
Ему постоянно лгут. Такого Бога, по-моему, нет и
быть не может. Тем не менее, я упоминаю об этом,
потому что, насколько можно судить и по личным
наблюдениям в повседневной жизни, и по ходу всей
истории, были и есть верующие, которые именно так
себе и представляют Бога. Это совершенно не
вяжется с моим представлением о том, каким Бог
должен быть.
Митрополит Антоний: Я
думаю, что ничего не могу сказать против
отрицания такого Бога. Мне вспоминается
маленькая книжечка Бердяева "О достоинстве
христианства и недостоинстве христиан", где он
выводит именно эту мысль... Что Вы хотели сказать,
когда сказали: "Бог, Который хочет, чтобы Ему
лгали или Который допускает, что Ему бесконечно
лгут, и этим удовлетворяется"?
Анатолий Максимович:
От верующих часто приходится слышать, что они
оправдывают себя перед Богом чисто формальным
образом, и это значит, что они лгут себе и другим,
и, конечно, Богу, потому что лгать себе это то же
самое, что лгать Богу; и думать, что Бог
удовлетворится такой ложью, по-моему, безбожно и
даже кощунственно.
Митрополит Антоний:
Да, я с этим согласен.
Анатолий Максимович: Я
хотел бы добавить, что я, например, не могу себе
представить, что Бог предпочитает одно
вероисповедание другому, что Он считает верующих
людьми лучше неверующих. Не может быть, чтобы у
Бога не было столько ума, чтобы не понять, что это
неправильно; а тем не менее, от верующих