Bible. Old Testament

слава Нового Иерусалима (Ис. 60 гл.);

о Мессии и новозаветных временах (Ис. 6163 гл.);

молитва пророка за свой народ (Ис. 62 гл.);

призвание язычников к вере (Ис. 65 гл.);

торжество Церкви и окончательный Суд над отступниками (Ис. 66 гл.).

Книга пророка Михея

Пророк Михей происходил из колена Иудина. Пророчествовал он в течение пятидесяти лет о судьбах Самарии и Иерусалима, во времена царя Езекии и в первой половине царствования нечестивого Манассии, будучи младшим современником Исаии. О Михее упоминается в Книге пророка Иеремии (см. Мих. 26,18), когда Иеремию за его пророчество о разрушении Иерусалима хотели убить, то некоторые из старейшин в его защиту говорили, что и Михей во дни царя Езекии предсказывал о том же, но его за пророчество не преследовали. Обрывистость бесед в Книге пророка Михея свидетельствует о том, что только некоторая часть его пророчеств сохранилась, остальная же часть, вероятно, погибла во время гонений на пророков со стороны Манассии. Главная мысль Книги пророка Михея та, что Господь по Своей верности Завету с избранным народом, очистив его бедствиями и покаянием, введет его (а через него и язычников) в царство Мессии. Книга Михея содержит предсказание о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима; обетование о спасении Израиля через Старейшину из Вифлеема; указания пути к спасению. Михей выступает со словом защиты бедных и обездоленных в своем народе и обличениями бессердечия и заносчивости богатых. Пророк заканчивает свою книгу следующим обращением к Богу: кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши (Мих. 7, 1819).

Содержание Книги пророка Михея:

разрушение Иерусалима и Самарии (Мих. 12 гл.);

грехи жителей Иудеи (Мих. 3 гл.);

о Царстве Мессии (Мих. 4 гл.);

о рождении Христа в Вифлееме (Мих. 5 гл.);

Суд над народами (Мих. 6 гл.);

о милости к верным (Мих. 7 гл.).

Все предсказания пророков, за исключением тех, которые относятся к последним временам, исполнились, и часто с поразительной точностью. В особенности нам дороги предсказания о Спасителе мира, о Церкви и благодати Божией, подаваемой верующим. Утешительно в пророческих книгах еще то, что как бы зло временно ни ликовало, оно будет полностью истреблено Богом и правда восторжествует; вечная жизнь и блаженство вот что ждет верующих! Главными событиями разбираемого здесь второго пророческого периода, начавшегося после царя Манассии, т.е. по IV столетии до Р.Х., были: религиозная реформа царя Иосии (639608 гг. до Р.Х.), усиление Вавилонского царства, разрушение Иерусалима (586 г. до Р.Х.) и увод пленных иудеев в Вавилон; покаяние иудеев и возвращение их на родину (536 г. до Р.Х.), восстановление Иерусалимского храма (475 г. до Р.Х.). После этого ожидание пришествия Мессии делается все более напряженным вплоть до времени Рождества Христова.

Книга пророка Софонии

Продолжительное правление нечестивого царя Манассии (696641 гг. до Р.Х.) привело к тому, что почти все пророки Божии, проживавшие в Иудее, были истреблены или ушли в подполье. Возможно, что Софония был первым пророком, возвысившим свой голос после полувекового молчания посланников Божиих. Софония проповедовал при благочестивом иудейском царе Иосии, лет за двадцать до разрушения Иерусалима (639608 гг. до Р.Х.). Перечисление предков Софонии до 4 рода указывает на его знатное происхождение. Предполагают, что царь Иосия начал свою религиозную реформу, поощряемый к ней пророком Софонией. Однако реформа мало что могла сделать: религиозные устои в народе, подорванные Манассией, уже трудно было восстановить. Софония со скорбью наблюдал все растущее духовное одичание людей и увлечение языческими суевериями. Тем не менее пророк строго обличает тех, на ком лежала ответственность руководить жизнью народа и подавать добрый пример, иудейских князей, судей и священников. Предсказывает Софония и о наказании Богом соседних народов моавитян и аммонитян, живших на востоке, ассирийцев на севере и эфиопов на юге. Цель этих наказаний не уничтожить эти народы, но вразумить их и привести к истинной вере. Заканчивает Софония свою книгу описанием мессианских времен и духовного возрождения мира: Тогда Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно (Соф. 3, 9).

Содержание Книги пророка Софонии:

Суд Божий над Иерусалимом (Соф. 12 гл.);

суд над соседними народами (Соф. 2, 415);

опять о суде над Иерусалимом (Соф. 3, 18);