Беседы с русским народом

Есть "неверующие" как бы по недоразумению: это - духовно честные люди, но они себя считают "неверующими" потому, что им внушили или они сами усвоили себе неверное понятие о Боге, о мире и о человеке. Такие люди в глубине своего существа не против Бога, они только против неверных, узких понятий о Боге. И в своем искании правды они легко способны познать духовный мир.

Всякий, знакомый с антирелигиозными журналами Советского Союза знает, что их содержание почти исчерпывается тремя идеями: 1) неискренностью будто бы всех служителей Церкви, 2) "классовой" сущностью будто бы всякой религии, и, наконец, идеей, что "наука несовместима с религией". О безосновательности - и религиозной и научной - этого последнего утверждения я уже говорил, и буду говорить еще. По поводу классовой сущности всякой религии аргументы неверия также неосновательны. Жизнь вечная нужна всем людям, независимо от их социального положения...

Но в аргументе нравственной слабости верующих и служителей Церкви есть основание. Скажем открыто: мы, верующие и священники, не всегда бываем на высоте своего великого служения Богу. Только антирелигиозники, укоряющие нас в этом, не замечают, что этот аргумент, как раз не антирелигиозный, а чисто религиозный. Это нравственный аргумент, совсем не связанный с материализмом... Во все века бывало, и сейчас есть немало, по наружности только "верующих в Бога" и "христиан" только по имени. Но разве нравственная слабость тех или иных людей и пастырей может опорочить жизненную силу, мудрость и свет Божественного евангельского учения?

Евангелие само нам говорит, что даже среди двенадцати самых близких учеников Христовых оказался один предатель. Это не опровергает истины Христовой, наоборот, еще более подчеркивает ее. Худы ли мы, христиане, или хороши, это имеет отношение лишь к нашему спасению, но не к бытию Божиему.

Лжецы и преступники искривляют только свою личность, но не правду Божию... Никакое человеческое лицемерие не в силах потушить свет Божественной мировой правды. "Правда Господня пребывает вовек". И немало есть, и всегда бывало, людей, которые любят Христову правду больше своей жизни.

Честным неверием было неверие апостола Фомы. Хотя он проявил напрасно свою недоверчивость к словам людей, которым можно было верить, к апостолам, но, пожелав увидеть Христа воскресшего для уверования своего, он как бы от радости страшился верить...

Если Христос воскрес, тогда ведь и его, Фомы, жизнь должна в корне измениться, пойти совсем иначе... Все тогда в нем должно быть озарено этим светом... И когда увидел Фома истинно воскресшего Христа и коснулся своими руками Его гвоздиных ран, - он воскликнул радостно: "Господь мой и Бог мой!" И Христос ему сказал: "Ты поверил потому, что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин. 20,29)".

Немало есть таких людей в мире среди всех народов. Не имея возможности увидеть Христа своими физическими глазами, они с несомненностью видят Его глазами своего духа, видят близость Божию любовию и верой.

Честное сомнение найдет истину, потому что ищет ее без лукавства. Жаждущие последней правды уже нашли Бога, потому что эта жажда и есть жизнь самой Божественной правды в людях.

Истоки материализма

"Материализм" есть вера в материю, признание вместо Бога и созданного Им мира- некоей материи, ниоткуда не происшедшей, никуда не ведущей, все время куда-то текущей, но никуда не притекающей... Материализм есть непостижимая вера в материю... У этой веры есть свои пророки, учители, доктрины, догматы, авторитеты, свое правоверие и неправоверие. Всё, как в религии. Только - наоборот. Религия ведет к Богу, а материализм - от Бога. Материалисты не знают сами, что такое материя, откуда она, куда она и для чего... Материя для материалиста - мертвое божество, без сознания.

"Материализм" рождается из желания людей не верить в Бога. Ведь если признать, что есть Бог Творец, Живой Отец всего существующего, то надо и жизнь принять как откровение о радости только в добре, как цели человеческой жизни в вечности. Веровать в Бога, значит, стремиться к высшей любви, любить равно всех людей, как братьев и совершенствоваться в правде высшей, по Слову Божию.

Веровать в Бога - это значит не делать себе кумира ни из материи, ни из других людей, ни из себя. Вот это - самое трудное для человечества. Люди любят идолов. Не желая приносить себя в жертву Богу истинному и воскресать в Его правде, люди легко приносят себя в жертву кумирам. Идол позволяет грешить, и его потому многие любят больше, чем Бога. Бога не выбирают, как не выбирают солнечный свет. Он сияет, всё озаряющий и согревающий. Идола же человек может выбрать по собственному образу и подобию и, отвергнув одного идола, кланяться другому...

И люди, бегущие от истинного солнца правды, от источника света духовного и нравственной силы - от Бога, пристраиваются и прилепляются к разным кумирам, видимым и невидимым. И злые духи овладевают человечеством и ввергают его в бездну страданий и бед...