Беседы с русским народом

К властям земли "и к народам обращается пророческое слово, оно должно пройти по всем церквам и домам мира: "Слушайте Слово Господне, князья Содомские (то есть все грешные властители земли), внимай закону Бога нашего народ гоморрский... Праздничных собраний ваших не могу терпеть: беззакония и празднование! Праздники ваши ненавидит душа Моя, они бремя для Меня, Мне тяжело нести их"...

Разве это не так бывает в наши дни? Праздники даны не только для отдыха тела, но и - души, для ее научения чрез светлую возвышающую радость. Церковные праздники имеют этот смысл.

Однако так часто люди, называющие себя "верующими", проводят свои праздники несоответственно их религиозному смыслу. Праздники превращаются людьми не в дни особенного общения с Богом, а в дни особого опьянения и омрачения.

И тогда говорит Господь людям, Ему молящимся, но не исполняющим Его заповедей: "Когда простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои... Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния ваши от очей Моих, перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову"...

А что сказать о шумных и пустых праздниках людей неверующих и даже борющихся с Богом? Точно и ясно говорит Пророк о растлителях народа: "Выражение лица их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их!"... И в наши дни существует этот способ узнавать тех, кто несет себе и другим гибель: "выражение лица их свидетельствует против них".

И начинает петь пророк песнь про человеческое спасение от зла и усыновление Богу во Христе. Он поет о любви Божией и о нашем неблагодарном к Богу человечестве: "У возлюбленного Моего был виноградник на вершине утучненной горы. И Он обнес его оградою и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды".

И много еще слов правдивых говорит пророк. "Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, а свет - тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое - горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою"...

Разве не считают некоторые веру в Бога "тьмою", а веру в мертвую материю - "светом"? Разве не называют некоторые сладость праведности "горечью", а горечь греха - "сладостью"? Разве не считается некоторыми неверие в Бога - "добром", а преданность Христовой вере и Церкви - злом? Так оно было и две с половиною тысячи лет тому назад. Прогрессируя технически и социально, человечество не прогрессирует столь же горячо в умножении добра и света, и разума духовного.

Опасность для человечества кроется в этом: каждое новое поколение земли, рождаясь и строя жизнь, быстро усваивает научный и технический опыт своих отцов и легко развивает его. Но нравственный и духовный опыт наиболее мудрых и праведных людей, живших в веках прошедших, воспринимается далеко не с такой легкостью и охотой. И мы видим, что нравственно-духовный уровень человечества отстает все более от уровня технического. И уже задумываются народы над опасностью, грозящей им от разрыва и все большего расхождения прогресса технических знаний и прогресса знаний и соблюдений законов Духа.

Как в прошлые века, так и сейчас, есть во всех народах люди, верные Богу и Его святой правде, и есть такие, нравственные и духовные понятия которых стоят - вниз головой: "Сладкое они называют горьким и горькое - сладким..."

Слепые вожди народов делают слепыми всех, кого ведут за собой, и вместе со своими народами они шествуют в бездну... Разве не свершился на наших глазах целый ряд грозных и вразумительных Божиих судов над народами и их вождями, отвергшими путь Христовой правды и дух покаяния перед Богом?..

Суды Божии все время свершаются в истории, и надо только открыть глаза, чтобы видеть их.

Озарим свой внутренний мир

Неверие не колеблет глубокой, торжественной и радостной веры в Бога. Человек может, конечно, бросить своей пылью, своей грязью в высокое, чистое небо. Это в его власти и свободе. Но пыль до неба не долетит, а грязь, брошенная им, очень скоро упадет на него самого и покроет его.