Беседы с русским народом

Мудрыми присловьями и поговорками русский народ облегчает свою жизнь и укрепляет, воодушевляет себя к добру, - среди всех безумных, лживых и злобных слов, которые он слышит.

Народ наш знает, что "Бог правду видит, да не скоро скажет"; что многотерпеливый Господь Творец ожидает раскаяния и исправления людей. Правду же Свою говорит Бог не только в делах и судах истории, но и в тихом голосе человеческой совести. И в великом откровении евангельском, которое провозглашает Церковь. В храмах православных ярче всего выявляется та правда, которую ждет народ.

Эта же правда отражается в эпосе народном. Вот - былина об Алеше Поповиче, о светлом русском богатыре, который после разных трудностей своего поединка со злым Тугарином, побеждает зло, всем казавшееся непобедимым.

Народное сознание себя отождествляет в этой былине с Алешей Поповичем, а чуждую себе антирусскую стихию изображает в Тугарине, трехсаженном силаче, грубо похваляющемся, у которого: Промеж плечей косая сажень,

Промежду глаз калена стрела,

Конь под ним, как лютый зверь,

Из хайлища пламень пышет,

Из ушей дым столбой стоит...

Народ голосует совестью своей за светлого богатыря Алешу, против безбожного "тугаринского" начала. Алеша побеждает зло своим мужеством, умом и сметкой, а главное - надеждою на Бога. Не на свои только богатырские силы надеется Алеша, а прежде всего прибегает к помощи Божией.

Былина выразительно описывает долгий, трудный, не физический только, но и нравственный поединок Алеши с Тугариным, причем показывает, что все человеческие шансы как будто - на стороне Тугарина. И весь народ считает, что Змий победит.

"А за Алешу, - говорит былина, - подписывал владыка Черниговский", то есть только епископ Церкви. Вера Церкви "подписывала" за Божию правду - против всей материалистической очевидности. Алеша тем временем: Молился Богу со слезами:

"Создай, Боже, тучу грозную,

А и тучи-то с градом дождя"!

Алешины молитвы доходны ко Христу.

Дает Господь Бог тучу, с градом дождя;

Замочила Тугарина крылья бумажные,

Падает Тугарин, как собака, на сыру землю...

И побежден Змий. Так в Библии, верующий в Бога и на Бога надеющийся юноша Давид побеждает гордого, славящего только самого себя великана... В глубине жизни во все века своей истории и до наших дней верил и верит многострадальный русский народ в Божию правду и ее конечное торжество в мире.

И мы знаем, и мы верим: "Алешины молитвы доходны ко Христу". И грозная туча сильна "замочить Тугарина крылья бумажные", - эти распростертые над русской землей, и шумящие над русской душой, крылья марксизма, атеизма и материализма.

Ломоносов - защитник науки и веры

Среди книжек, выпущенных издательством "Правда" в Москве в 1951 году, есть брошюра "Непримиримость науки и религии". На 17-й странице этой брошюры основоположник русской науки М. В. Ломоносов именуется "философом-материалистом". А выступления Ломоносова в пользу теории Коперника называются "атеистическими". В действительности Ломоносов был не только большим ученым и поэтом, но также и просвещенно-верующим человеком, даже защитником веры в Бога.