Беседы с русским народом

В Библии есть нравственные правила, законы, данные человечеству, на которых только и может быть построена общая жизнь людей; есть в Библии мудрые советы, поучения и утешения; и есть пророческие прозрения и зовы, обращенные к человечеству, к отдельным его народам и к каждой отдельной человеческой душе... Так глубоко слово Библии.

Всматриваясь в религии человечества, в них во всех мы находим отражение основной истины, которая выражена в Библии. У одних народов это первоначальное откровение замутнено, а у других оно сохранилось более чисто, но все народы из глубины веков восклицают: "Бог был, когда еще ничего не было: Бог всё сотворил. Бог будет всех судить"... Эти основные истины религии принадлежат всем и составляют общее всем народам сокровище познания Бога, мира и человека.

"В начале сотворил Бог небо и землю", - таково древнейшее верование земли, - и его мы находим у народов, разделенных материками, океанами. У некоторых оно ясно, у других закрыто пеленой суеверия и даже поклонения злым силам. Но истина Библии звучит в первых книгах человечества. Египетская книга Мэну в таких словах учит о начале мира: "Он (бог), один способный познать душу, сияя явился лично и создал сначала мыслью воды". Воды были названы Nara, потому что они были созданы Nara (духом). Учение древних персов говорит о добром боге - творце Ормузде и его семи духах, а также о первом человеке "койоморте, с сияющим, обращенным вверх лицом...

И даже те народы, которые опустились до грубейшего фетишизма, поклонения вещам и явлениям этого мира, все они сохранили веру, что далеко и высоко над всеми этими явлениями, предметами, богами и полубогами, царствует Единый Бог, сотворивший всё. Эскимосы, кланяясь грубым идолам, верят в доброго бога-творца - Танарзук; туземцы Борнео - в божество Тотадунгам, который выше всех богов, индейцы - в Великого Духа, а кафры у истоков Замбези - в "великого-великого", принимающего добрых людей после смерти в свое вечное жилище. О закарпатских славянах древний историк Прокофий пишет: "хотя они молятся рекам, нимфам и многим божествам, но при этом верят в единого бога богов"... Полинезийцы, новозеландцы и жители Сандвичевых островов, затерянных в Великом океане, хотя и чтут и боятся многих богов природы, но их мудрецы поют древнюю песнь о великом боге Таароа и его творении: "Таароа был! Он был в пустоте, не было ни земли, ни неба, ни человека! Таароа зовет, но нет ответа. Тогда он, единый сущий, создал из себя вселенную"...

Можно было бы умножить эти свидетельства, говорящие о том, что религиозное сознание человечества вышло не из дикарского страха пред явлениями природы, а из познания человеком реальности, превышающей, - и в наши дни - человеческое сознание. Эта реальность входит в мир и открывает его действительное происхождение.

Мир истинно создан Богом. И имеет цель: взойти к Богу чрез подвиг Сына Божия и усыновленного Богом человека. Мир не мог явиться случайно, бессмысленно, вследствие какой-нибудь слепой игры материи; этот удивительный, гармонический мир имеет и свое начало, и свой смысл и свою великую цель. Цель его - не борьба людей, народов, классов или рас между собой ради материальной добычи, а гармонизация человечества на основах законов духа...

Верящие в материю как в источник своего происхождения, не могут постичь этих высших законов человеческого духа, вложенных в мир.

Врата в жизнь

Религия объясняет не только тайну жизни, но и тайну смерти... К исходу из этого мира люди относятся по-разному. Есть окаменение пред лицом смерти, есть циническое отношение к ней; есть желание смерти - от уныния или отчаяния, когда призывает человек смерть, чувствуя страшную тяготу жизни; в этом состоянии он иногда сам накладывает на себя руки или хочет, чтобы его убили.

Бывает состояние безразличия, когда человек принимает бездумно и жизнь, и смерть.

Человек, знающий Царство Божие уже по опыту земной жизни, ждет с великой надеждой этого Царства Божия, блаженного упокоения духа своего в Боге после смерти тела. Не стремится он в иной мир против воли Божией, осознает ценность и земной жизни, но радостно ждет той минуты, когда воля Божия возьмет его в высший мир.

Апостол Павел, переживший это высокое чувство, говорит: "имею желание разрешиться и быть со Христом", ибо "жизнь моя - Христос, и смерть - приобретение..."

В человечестве преобладает страх пред смертью, переходящий в бездумно-покорное приятие ее неизбежности.

Но часто бывает и окамененное нечувствие и не только боязнь смерти, но и боязнь даже думать о ней. Те, которые гонят от себя мысль о смерти, не могут, конечно, религиозно приготовиться к неизбежному исходу. Память о смерти святые учители и подвижники христианства считают для человека столь же необходимой для духовной жизни, как и молитву. Они говорят, что молитва есть "правое крыло" души верующего человека, а "левое крыло" - память об исходе из этого мира.