«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

сказать, поддалась психологическому и духовному прессингу, что и послужило причиной тех существенных изменений, которые были внесены ею в поздние варианты своих воспоминаний. На это ответим так. Да, она была лишена опоры в лице

своих венценосных друзей, была оторвана от Родины, но

не лишилась главного основания в жизни — горячей веры в Бога, в Его благой Промысел, в конечное торжество Божией

Правды. Отсюда она черпала силы для исполнения своего долга

сохранить правду о Святых Царственных Мучениках, с тем, чтобы неискаженной передать ее потомкам. Могла ли она

поддаться давлению своих врагов, изменить Правде? Зная, что

Помощником и Покровителем ее в этом святом деле был Сам

Господь Бог (Который и сокрыл ее в пустыне, в тишине озерного края от всех стрел лукавого), однозначно ответим: нет, не могла. Надежным доказательством того, что это так и одновременно опровержением всех кривотолков на тему Анны

Вырубовой и ее воспоминаний пусть послужит сама ее книга

«Страницы моей жизни», а также все то, что было сказано

о ней, о ее духовном облике в первой части нашей статьи.

Но оставим историкам и литературным публицистам, а

может быть, и криминалистам выяснение вопроса о происхождении тех или иных позднейших вариантов воспоминаний.По всей видимости, Анна Александровна была не в состоянии активно воспрепятствовать этим явлениям в силу особенности своего положения и в силу отмеченных выше качеств ее

характера, которые очень метко выразила дочь Григория

Ефимовича Распутина —- Матрена Распутина в своих воспоминаниях: «Анна Александровна никогда не могла постоять

за себя. Да и не пыталась, считая это не то что бесполезным, но ненужным. Она-то сама знала про себя, что абсолютно

Предисловие 13

чиста перед Богом и людьми, как знали и те, кто были ей, дороги, а мнение остальных ее не интересовало».3

Завершая разговор о судьбе воспоминаний А.А. Танеевой, для полноты картины можно отметить, что апофеозом, без преувеличения будет сказано, дьявольской работы по искажению ее воспоминаний и тем самым по дискредитации

самой Анны Танеевой, а через нее всей Царской Семьи, является пресловутый «Дневник Анны Вырубовой», опубликованный в упоминавшемся сборнике издательства «ORBITA»

в 1993 году. Как утверждает составитель этого сборника