- Век живи, век учись, батя! - уклончиво ответил доктор, вынимая портсигар и закуривая папиросу.

- Давно это вы так стали философствовать? Что-то не замечал я этого за вами раньше...

- Мало ли чего мы не замечаем. Тычемся носами в миры вселенной, как слепые кутята в пространство, а воображаем, что все знаем.

- А в действительности: "Знаю то, что ничего не знаю"...

- Так-то оно так... Только тяжело сознавать под старость то, что и ты получил эту сократовскую оплеуху человеческому знанию. Ну, пока молод, еще туда-сюда... Пожалуй, даже полезно мучиться этими "проклятыми" вопросами. А когда переболеет человек, остановится на чем-нибудь, составит себе этакое цельное, определенное мировоззрение и заживет в уверенности, что все впереди ясно да гладко, на всякий привет есть готовый ответ, тут уж даже обидно становится, когда кто-нибудь да и вобьет клинышек в твое "цельное" мировоззрение. Поневоле потеряешь душевное равновесие...

- Вам-то кто ж вбил этот клинышек?

- Да ваш владыка...

- Вы были у него? Говорили с ним? Ну что же, убедил он вас в истинности христианства?

- Убедить не убедил, а призадуматься заставил.

- Интересно, чем же он на вас подействовал, при вашем безнадежно скептическом отношении ко всем источникам христианского вероучения...

- Да уж, конечно, не ссылками на Святое Писание.

- А чем же? Данными естествознания? - Не то... не то... На этом нас не поймаешь. Знаем мы эти ваши богословские доказательства "от здравого разума". Строите там свои богословские системы, беря в основу положения, которые могут быть приняты только на веру, и делаете из них выводы, а потом уже, чтобы подтвердить свои выводы, выхватываете подходящие фактики из естественных наук: "Вот, мол, смотрите, и естественные науки этому не противоречат". А что помимо этих фактиков еще говорят науки или здравый разум, о том умалчивают. Нет, у него совсем не то. Говоря со мной, например, он даже и не заикнулся о христианстве. Все про медиков да про медицину, а вышло как-то так, что без христианства людей лечить - все равно, что воду в решето лить...

- Владыка знаток медицины?

- Этого нельзя сказать. Практических знаний у него мало, но он раскрывает, так сказать, философию этой науки... Нет, в самом деле, - доктор досадливо швырнул окурок папиросы, - что дает человечеству наша работа? Лечим, лечим людей, а люди, в общем, становятся все хилее и хилее. Владыка вот предлагает медицине переродить людей, вернуть, например, идиоту разум и сделать его человеком. Хотел было сказать ему, что этого ведь ни он, да и вообще никто пока не может сделать, но задумался... Как хотите, а это Новодуховское, этот босяцкий поселок, невольно заставляет относиться с доверием к его словам. Слово, подтвержденное делом, - могучая сила. Я всегда скептически относился к подобного рода затеям, в особенности после неудавшегося опыта толстовских колоний, в которых и сам принимал одно время горячее участие. Ну, а тут дело говорит само за себя. Я не узнаю прежних ночлежников... Вы знаете, что такое ночлежник? Легче гору сдвинуть, чем заставить ночлежника на один вершок двинуться вперед по пути нравственного совершенствования, выражаясь богословским языком. А он двинул... Если из ночлежника сделал гражданина, то поневоле начнешь верить, что и человека можно превратить в какое-то высшее существо... Тут есть над чем задуматься.