Годы тяжелого, упорного труда предстоят впереди.

Но, Боже, как легок и радостен этот труд!

* * *

Не все предусмотрел отец Павел в своих забежавших вперед мыслях. На пристани встретил его не один отец Герасим: возле него с каким-то торжественным видом стоял Ерема. В руках он держал большой букет из полевых цветов.

Когда гости сошли на пристань, Ерема, радостно приняв у отца Павла благословение, важно подошел к матушке, вручил ей букет, и, вдруг закрасневшись, и широко улыбаясь, попросил новоприбывшую гостью не отказать в чести, пожаловать к нему в восприемницы.

- Разве? - оживленно спросил отец Павел.

- Вчера... - продолжал улыбаться Ерема. - Бог дочку послал...

Отец Павел и отец Герасим многозначительно переглянулись.

Глава 16

- Куда это вы, доктор, так спешите? - обратился отец Владимир к старому приятелю отца Григория, нагнав его на улице.

Доктор шагал в задумчивости, и оклик отца Владимира, видимо, оборвал ему нить каких-то дум. Нетерпеливо пожав руку отцу Владимиру, он полусмущенно-полусердито вскинул на него глаза и вдруг выпалил:

- На миссионерскую беседу!

- Куда? - удивленно переспросил отец Владимир.

- На ваше собеседование со старообрядцами. - Что это с вами случилось? Насколько мне известно, вы, мягко выражаясь, были не особенно большим любителем подобных вещей, - глядя на доктора с улыбкой, заметил отец Владимир.

- Век живи, век учись, батя! - уклончиво ответил доктор, вынимая портсигар и закуривая папиросу.

- Давно это вы так стали философствовать? Что-то не замечал я этого за вами раньше...

- Мало ли чего мы не замечаем. Тычемся носами в миры вселенной, как слепые кутята в пространство, а воображаем, что все знаем.

- А в действительности: "Знаю то, что ничего не знаю"...

- Так-то оно так... Только тяжело сознавать под старость то, что и ты получил эту сократовскую оплеуху человеческому знанию. Ну, пока молод, еще туда-сюда... Пожалуй, даже полезно мучиться этими "проклятыми" вопросами. А когда переболеет человек, остановится на чем-нибудь, составит себе этакое цельное, определенное мировоззрение и заживет в уверенности, что все впереди ясно да гладко, на всякий привет есть готовый ответ, тут уж даже обидно становится, когда кто-нибудь да и вобьет клинышек в твое "цельное" мировоззрение. Поневоле потеряешь душевное равновесие...

- Вам-то кто ж вбил этот клинышек?

- Да ваш владыка...