Ascetic Sermon

[86] Алфавитный Патерик

[87] Слово 34-е

[88] Ин. 5:14

[89] Иак. 4:3

[90] Лк. 16:22

[91] Евр. 12:6 и пр

[92] Евр. 12:2

[93] Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6

[94] 2Кор. 12:7-10

[95] Алфавитный Патерик

[96] Алфавитный Патерик

[97] Преподобный Исайя Отшельник. Слово 27-е

[98] Преподобный авва Дорофей. Поучение 7-е

[99] Мф. 10:28-31

[100] Мф. 28:20

[101] Ответ 130-й

[102] Рим. 3:18

[103] Слово 37-е

[104] Лк. 21:25

[105] "Благовестник". На Мк. 8:11-12

[106] Быт. 1:14

[107] Мф. 2:2

[108] Мф. 27:45

[109] Мф. 24:29

[110] Ин. 6:63

[111] Лк. 10:42

[112] Святой Исаак Сирский. Слово 25, 26, 27 и 28-е

[113] Мф. 28:20

[114] Лествица. Слово 26-е, гл. 52

[115] Евр. 11:27

[116] Святой Исаак Сирский. Слово 28-е

[117] Слово 89-е

[118] Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106-е

[119] Апок. 12:12

[120] Святой Исаак Сирский. Слово 38-е

[121] Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, 26 ноября

[122] Мк. 13:33

Поучение в тридцатую неделю. О спасении и совершенстве

Юноша отвечал, что он сохранил все эти заповеди, и затем снова вопрошает: что есмь еще не докончал - чего еще недостает мне? Господь сказал: аще хощеши совершен быти, иди, продаждъ имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене, взем крест [3].

Из ответов Господа юноше мы научаемся, что два блаженных состояния уготованы Господом для верующих в Него: состояние спасения и состояние христианскаго совершенства [4]. Из этих же ответов Господа со всею ясностью усматривается, что блаженное состояние спасения доступно для всех вообще христиан; но совершенство могут получить только те христиане, которые единовременно раздадут имение свое нищим и, отрешившись от всех связей с миром, последуют Христу, взявши крест, т.е. подвергшись с усердием и любовью всем лишениям, всем бесчестиям и бедствиям, которые им будут попущены, как подобает истинным удам Христовым, отвергши все оправдания, представляемые плотским мудрованием, враждебным Христу, враждебным крестоношению.

Братия! Во-первых, рассмотрим, в чем заключаются условия спасения, так как получение спасения вожделенно всем христианам и доступно всем христианам. Выше мы упомянули, что Господь преподал всесвятое учение Свое иудею, веровавшему в истинного Бога, почему исчислил только заповеди по отношению к ближним, не упомянув о вере, о которой говорил Господь при других случаях. Необходимо для желающего спастись веровать в Бога, Создателя и Искупителя. Се есть живот вечный, сказал Спаситель наш, да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал ecu Иисус Христа [5]. Веруяй в сына (Божия) иматъ живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, т.е. не получит спасения, но гнев Божий пребывает на нем [6]. Необходимо для желающего спастись принадлежать Православной Церкви, единой истинной Церкви, и повиноваться ее установлениям. Преслушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Бога [7]. Каждый из нас, произнося Символ Веры, исповедует, что он верует во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь, исповедует, следовательно, что, кроме этой единой Церкви, нет другой Церкви, тем более нет других Церквей, хотя бы разные общества человеческие и присваивали себе наименование Церкви. Необходимо для желающего спастись быть крещенным в недре Православной Церкви во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как сказал Сам Господь: Иже веру имет и крестится, спасен будет; а иже не имет веры, осужден будет [8]. Надо заметить, что на греческом языке, на котором апостолами написан весь Новый Завет [9], слово крещение (baptisma) в точном смысле значит погружение. Везде, где в Новом Завете употреблены слова крещение, крестить, крестился, крещен, надо понимать погружение, погружать, погрузился, погружен. По этой причине погружение в воде сосудов, как обыкновенно моется посуда, названо в Евангелии: крещением сосудов [10]. Во всей вселенной святое таинство Крещения совершалось посредством погружения в течение двенадцати столетий по Рождестве Христовом; с двенадцатого столетия на Западе начали употреблять обливание вместо погружения; впоследствии в некоторых западных обществах заменили обливание кроплением. Необходимо для желающего спастись раскаяние в своих согрешениях и очищение их исповедью, как свидетельствует Священное Писание: Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды [11].

Таинством Покаяния поддерживается и возобновляется чистота, приобретенная при Крещении, поддерживается и возобновляется наше единство со Христом, дарованное нам святым Крещением. Вторым крещением крещаешися по таинству христианскому, говорит, по повелению святой Церкви, совершающий таинство Покаяния иерей кающемуся пред ним христианину. Таинство Покаяния изменено на Западе, а протестантами отвергнуто. Необходимо для желающего спастись приобщаться святых Христовых Тайн, всесвятаго Тела Христова и всесвятой Крови Христовой. Аминь, аминь, сказал Господь, аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь имать живот вечный [12]. Великое таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы совершается чрез призывание и наитие Святаго Духа при предшествующих и последствующих молитвах, которые в совокупности составляют Божественную Литургию. Без Божественной Литургии, совершенной православным архиереем или иереем, не может последовать пресуществления в Тело Христово предложенного хлеба, а в Кровь Христову предложенного вина. Все древние литургии вселенной в существенных частях совершенно схожи между собою: во всех для пресуществления призывается Святый Дух, и благословляются священнослужащим предложенные образы, т.е. предуготовленные хлеб и вино. В позднейшие времена из римской литургии исключено призывание Святаго Духа, а протестанты вовсе отвергли литургию. Итак, для желающих спастись, во-первых, необходимо, чтоб он правильно веровал в Бога, принадлежал Православной Церкви, в недре ее был крещен, миропомазан, очищался от грехов покаянием, приобщался святых Христовых Тайн; во-вторых, для него необходимо, как сказал Господь юноше, соблюдение заповедей Божиих. Господь указал сперва на заповеди, которыми воспрещаются грубые, смертные грехи. Он повторил уже сказанное древнему Израилю Моисеем: не убиеши; не прелюбы сотвориши; не украдеши; не лжесвидетелъствуеши; потом повелел почитать отца и матерь; наконец заповедал любить ближнего, как самого себя [13]. Почему Господь ничего не сказал о любви к Богу? Потому что любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделает в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжевает в сердце своем неоцененное духовное сокровище - любовь к Богу: аще друг друга любим, сказал святой Иоанн Богослов, Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас [14].