Ascetic Sermon

[11] Лк. 2:51

[12] Лк. 2:19

[13] Лк. 11:27

[14] Лк. 11:28

[15] Мф. 11:30

[16] Преподобный Григорий Синаит. 137 глав, глава 19-я. Доброт., ч. 1

[17] Пс. 102:2-5

Слово на открытие Иоанно-Предтечева женского монастыря близ города Ставрополя кавказского

Изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь: и нечистоте их не прикасайтеся: и Аз прииму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель [1]. К кому из человеков произнесено это призвание Божие? К тем, которые познали и уверовали, что назначение, данное Богом человекам при сотворении, возвращенное при искуплении, заключается в том, чтоб человеки сделались сынами и дщерями Божиими. От кого повелевает Бог отлучиться людям, желающим соделаться сынами и дщерями Божиими? От общества тех людей, которые увлечены житейскими попечениями, земным преуспеянием, земными наслаждениями, которые не обращают никакого внимания на высокое духовное назначение человечества.

Обольстительна земная жизнь! Страшно падение наше! Мы видим своими очами, что все без исключения братия наши после более или менее продолжительного странствования на земле, одинаково краткого пред беспредельною вечностью, умирают; мы видим, что они покидают здесь и богатство и все временные преимущества, самое тело свое. Мы видим это; мы знаем, что и мы должны непременно умереть, но проводим земную жизнь, как бы вечные на земле; все силы души и тела истощаем на искание земных благ, отнимаемых смертью; предаемся греховным пожеланиям и стремлениям, жаждем насладиться обильно грехом, убившим нас, попираем заповеди Божий, пренебрегаем Его угрозами и обетованиями. Очень естественно, что при таком поведении человеческого общества Бог повелевает избранным своим: Изыдите от среды их, и отлучитеся: и нечистоте их не прикасайтеся: и Аз прииму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери.

Удаление от мира и странническое пребывание в пустынях при терпении различных недостатков и лишений избрали для себя уже многие ветхозаветные праведники. Они, говорит апостол, проидоша в милотех и в козьих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных [2]. Они самою жизнью исповедали, что человек - изгнанник и пришлец на земле [3], так как сыны мира самою жизнью исповедуют свое самообольщение. Святой Иоанн, Предтеча Господень, с детства водворился в пустыне и, в пустыне получив повеление от Бога, вышел в страну Иорданскую, возвещая человечеству пришествие Искупителя, увещевая человечество приуготовиться к принятию Искупителя посредством покаяния и смирения [4]. Господь наш Иисус Христос начал великое служение Свое с удаления в пустыню, пощения в ней и побеждения диавола, показывая нам, что удобнейшее место для подвижнической жизни и для приготовления себя к служению Богу есть пустыня. Во время проповеди Своей Господь часто удалялся в пустыню для молитвы, не имея Сам в этом нужды как совершенный Бог, но показывая нам, немощным человекам, что удобнейшее место для неразвлеченной и усиленной молитвы есть уединенная пустыня. С самого начала христианства первенствующие христиане тотчас же стали оставлять шумную средину городов, селиться в оконечностях их, в предместьях и окрестностях. Особенно поступали так христиане многолюдного города Александрии; там уединенные жилища их получили название монастырей, а сами они - название монахов, т.е. уединенных (от греческого слова iovoC, - один). Предместие Александрии и ее окрестности были наполнены келиями христиан, проводивших жизнь уединенную. Впоследствии, когда соблазны среди мира умножились, благочестивые монахи, по повелению Божию, еще далее углубились в пустыни и основали различные образы монашеской жизни. Преподобный Пахомий Великий, наставленный ангелом, учредил общежития для мужчин и женщин - тот род иноческой жизни, который принят и новорожденною обителью инокинь, сегодня нами открываемою и благословляемою по благословению Святейшего Синода, по повелению благочестивейшего Государя нашего императора Александра Николаевича. Но все виды монашеской жизни, разнообразные только по наружности, имеют одну цель: она заключается в том, чтоб устранить немощь нашу от обольщений и впечатлений мира, дать должную цену и временной и вечной жизни, употребить первую для получения второй. "Сыны Божий, - сказал преподобный Исаак Сирский, - тем и отличаются от прочих, что они живут в скорбях, а мир блистает наслаждением и покоем.

Они плачут, а мир смеется, они сетуют, а мир веселится; они постятся, а мир наслаждается" [5].

Когда взору, смотрящему на вселенную из христианского благочестия, представятся гордые великолепные палаты, воздвигнутые человечеством для изобильного земного увеселения, для торжества и наслаждения своим падением, для того, чтоб развивать, печатлеть, упрочивать, соделывать неотъемлемым достоянием это падение, тогда сердце исполняется неизъяснимой горести и страха. Напротив того, оно исполняется тихого утешения, когда взору представится смиренное жилище иноков, их убогие кельи, более похожие на шатры, нежели на здания, убогие кельи, свидетельствующие, что это - стан духовного Израиля, странствующего по пустыне земной жизни, стремящегося в землю обетованную - на Небо. Коль добри доми твои, Иакове, и кущи твоя, Исраилю! яко дубравы осеняющия, и яко садие при реках, и яко кущи, яже водрузи Господь, и яко кедры при водах. Благословляющий тя благословени [6]. Блаженны жители этих кущей, блаженны обитатели этого стана! яко не идоша на совет нечестивых, и на пути грешных не сташа, и на седалище губителей не седоша: но в законе Господни вся воля их, ив законе Его поучатся день и нощь [7]. Благослови душе моя Господа! [8] Хвали душе моя Господа! [9]Благословен Господь, яко удиви милость свою во граде ограждения! Яко удиви милость свою: это значит - Господь совершил величайшую милость, даровав Обитель, огражденную от соблазнов мира и местом, и стенами, и обычаями, и самою одеждою, - обитель для дщерей Своих, пожелавших удалиться и отчуждиться от мира для постоянного богослужения. Скрыеши их, Боже, в тайне лица Твоего от мятежа человеческаго, покрыеши их в крове от пререкания язык [10].

Принесем отсюда, из отдаленной пустыни, из отдаленного Кавказа сердечный голос глубокой благодарности благочестивейшему Государю нашему, императору Александру Николаевичу, даровавшему на обширном пространстве благословенной, православной России новый приют для дев и вдовиц, принесших себя в живую жертву Христу. То благословение Божие, которое обетовано напоившему чашею студеной воды ученика Христова, да почиет над помазанником Божиим за удовлетворение духовной, благочестивой жажды многих душ. Принесем благоговейную благодарность Святейшему Синоду, благословившему иноческое общежитие в странах Кавказа, где давно забыты местными жителями не только иночество, но и христианство, куда вслед за победоносным русским оружием вступило сперва христианство, а ныне вступает и монашество. Воздадим должную признательность основателю сей обители, первому святителю кавказскому; молитвы и благословение основателя обители да помогут ей преуспеть и усовершиться и в нравственном, и в вещественном отношениях. Призовем благословение Божие на всех, споспешествовавших учреждению и устроению обители во имя Господне: да уготовятся им сторичные небесные воздаяния от всещедрого Бога нашего, пред Которым не забыто никакое самомалейшее подаяние и пособие. Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его [11].