Ascetic Sermon

[6] Мф. 7:21-23

[7] Алфавитный Патерик; Житие преподобного Макария Великого, египетского. Четьи-Минеи. 19 января

[8] Мф. 11:29

[9] Слово 4-е. О послушании

[10] Флп. 2:8

[11] Пс. 114:6

[12] Пс. 26:4

[13] Пс. 5:8

[14] Слово пр. Марка Подвижника. О мнящихся от дел оправдитися, гл. 35. Доброт., ч. 1. "Молитва добродетелью называется, аще и матерь добродетелей есть: раждает бо оныя от соединения со Христом"

[15] Мф. 7:7-8, 11

[16] Мк. 11:24-25

[17] Лк. 22:40

[18] Мф. 5:7

[19] Ин. 2, 13

[20] Пс. 31:5

[21] 1Ин. 1:9; 2:1-2

[22] Ин. 6:53-54

[23] Лк. 21:19

[24] Мф. 24:13

[25] 1Пет. 2:21

[26] Апок. 3:19

[27] Евр. 12:5-7

[28] Флп. 1:29

[29] Лк. 23:42

[30] Иов 2:10

[31] Иов 1:21

[32] См. Требник, последование малой схимы

[33] Пс. 1:1-2

[34] "Цветник" священноинока Дорофея; святой Петр Дамаскин. О чтении по Бозе, О рассуждении, кн. 1. Доброт., ч. 3 и многие другие отцы

[35] Ин. 13:27

[36] Слово о исходе души. Псалтирь с восследованием

[37] Иезек. 33:11

Беседа о том, что для плодоносного покаяния необходимо отвержение самомнения

Сотворите плоды достойны покаяния. И не начинайте глаголати в себе: Отца имамы Авраама [1].

Эти слова принадлежат святому Иоанну Предтече Господа, величайшему из пророков. Иоанн заключил собою Ветхий Завет и начал Новый, служа таким образом связью обоих Заветов. Служение Иоанна предвозвестили ветхозаветные пророки; деяния и проповедь Иоанна описаны апостолами в Евангелии. Зачало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, посвящено повествованию о Иоанне. Яко же есть писано во пророцех, се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющаго в пустыне, уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов [2]. Служение Иоанна заключалось в том, чтоб приуготовить путь для имеющего явиться в самом скором времени Господа, облеченного в человечество, - чтоб исправить для Него стези. Что это за путь? Какие это стези? Это - образ мыслей человеческих; это - сердечные чувствования и стремления человеков. Чтоб принять Господа, надо иметь способный для того, благоустроенный образ мыслей; чтобы принять Господа, надо иметь сердечное произволение к тому, надо иметь смиренные чувствования. Так объяснил архангел Гавриил праведному Захарию, отцу Предтечи, служение Предтечи, когда возвестил его зачатие и рождение. Он (Предтеча), говорил архангел, многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтоб возвратить сердца отцев детям, и непокоривым образ мыслей праведников, чтоб представить Господу народ готовый [3].