Апологетические Заметки (Части I и II)

Когда софианство переходит на более простой язык, оно открывает нам, что оно имеет в виду "душу мира", как носительницу премудрости. Это уже другое дело. Только нужно признать, что мысль о мировой душе совершенно чужда христианству и Библии. Здесь должен последовать отказ софиологов от библейской аргументации и от попытки христианизировать эту идею. В действительности, проводники идеи мировой души идут разными путями: или упираются в дохристианскую философию, или заимствуют идею из гностицизма или берут ее прямо из язычества. Христианством это учение давно отвергнуто, и отвергнуто открыто, вместе с гностицизмом, после попыток вклинить его в сознание христиан. Почему эта идея некогда присутствовала в христианстве? Так как душа чего бы то ни было есть его сердцевина, присуща ему, внедрена в него, то отсюда следовало бы, что все отрицательные явления жизни мира, жизни человечества, каждой сознательной личности, все зло, какое фактически существует, падало бы виной на душу мира. Ибо: что бы это была за душа его, если бы она признавала за собой только положительные явления в мире? Нет, она страдала бы под тяжестью зла, бессильная возродить свое мировое тело. Неужели она нужна для того человечеству, чтобы люди могли свалить с себя на нее всю их личную ответственность? Такой соблазн и нечестен и напрасный, тщетный! Если же представлять эту душу неким идеальным, чистым, божественным созданием, как бы "ангелом-хранителем" мира (есть и такой взгляд), то, при великом Промысле Божием, что она дает миру? И вот тут, вместо ответа, вскрывается другой, еще более глубоко скрытый мотив софианства: в учении Церкви - указывают они - нет полноты миро-представления: не хватает "женского начала", в природе данного. Здесь уже разговор переходит на самые основы бытия. Но здесь-то перед нами отчетливо выступает падение христианского миросозерцания в болотную яму языческих политеистических представлений древности и их культов. Как раз в наше время они детально изучены, древние культы предстают во всей их открытости, - нельзя скрывать, - явной непристойности и гнусности, отчасти привлекая внимание и подвергаясь обработке современных литераторов. Конечно, отсюда в софианской сфере извлекается только чистая идея: идея полноты мироустроения, "полноты жизни", выражающихся в наличии двух составных частей живого мира - мужского рода и женского. И так как в современных не церковных представлениях христианство ставится в ряд всех мировых религиозных систем, то, ради его права на передовое место среди них, рождается мысль пополнить церковное учение очищенной идеей "женского начала", как действующей силы в мире. Но да не дерзнем мы законы жизни, данные нам на земле, прилагать к области божественной, небесной, к области обитания ангелов, бесплотных духов! София - "Четвертая Ипостась"? - Ответить остается - кратко. Если представлять ее лицом Божественного существа, то ей в христианстве нет места, даже в самых отдаленных от православия его формах. Есть христиане, не исповедующие догмата Пресвятой Троицы, но исповедующих Четверицу не существует. А если бы то была "тварная ипостась", то она могла бы быть только первой, начинающей собою неисчислимый ряд тварных личностей, иначе говоря - ипостасей, индивидуальностей. Не скажут, ведь, что она своим бытием поглощает все ниже стоящие личности, значит, и наши!?

5. Жизнь мира в Духе Святом.

Человеческий мир живет в греховном состоянии. Да и вся "Тварь покорилась суете, не добровольно, но по воле покорившего ее (человека), в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы чад Божиих" (Рим. 8:20-21). Но милость, благость, любовь, милосердие, человеколюбие Божии не имеют преград. Нет в Слове Божием, нет и в вере Православной Церкви даже намека на некую коллективную, собирательную, а одновременно индивидуальную "душу мира". "Святым Духом всяка душа, все дышащее, живится (оживляется)". 50 псалом, творение Ветхого Завета, постоянный спутник христианской молитвы, свидетельствует извечную веру в Духа Святого Божия, пребывающего в мире и в верующем человеке: "Не отвергни меня от Лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от мене. Воздай ми радость спасения Твоего, и Духом Владычным утверди мя", - молимся мы словами этого псалма. Писатель книги Премудрости Соломоновой так исповедует свою веру: "Волю Твою кто познал бы (Боже), если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа?" (Прем. Сол. 9:17). "Я молился... и сошел на меня Дух премудрости. Познал я все и сокровенное и явное, ибо научила меня премудрость, художница всего. Она есть Дух разумный, святой, единородный (не как "душа" - творение, но, как "дыхание силы Божией", как "отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благодати Его" - ст. 25-26), многочастный ("многократно и многообразно говоривший отцам в пророках", Евр. 1:1), тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредимый, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи... Волю Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа" (Прем. Сол. 7:21-23; 9:17). "Нетленный Твой Дух пребывает во всем" (Прем. Сол. 12:1). Охраняя себя и народ свой от бесовских политеистических представлений, духовные вожди иудейского народа твердо держались идеи монотеизма; но при этом и в Ветхом Завете проникла в мысль избранных людей тайна Бытия как Слова в Отце, как и Духа Святого, тайна Триипостасности. Премудрость же есть принадлежность всех Лиц Пресвятой Троицы. Христианство проповедует "Христа - Божию Силу и Премудрость". Но в Духе Святом созерцается премудрость, как жизнеподательная вечно действующая сила в мире и как источник благодати Божественной и святости. Никакой значения не имеет в учении веры христианской выражать понятия веры в том или в другом грамматическом роде. Это различие зависит только от свойств того или другого языка. Так, в греческом "Дух" - слово среднего рода. Как раз именно "качественные" существительные, не обозначающие конкретных предметов, мы выражаем в женском роде. Если ветхозаветный мыслитель, автор "Премудрости Соломоновой", как сам он свидетельствует, полюбил премудрость, исходящую от Духа Святого, "Более здоровья и красоты" (7:10), - "Как же нам, членам Церкви Христовой, живущей Духом Святым, не познавать в Нем Виновника общей жизни...? Ибо от величия красоты созданий соответственно познается Виновник Бытия их?" (13:1-5). Православное богослужение полно прославлением Отца и Сына и Святого Духа во едином Существе. Оно в каждом ектенийном заключительном возгласе иерея, в заключении почти каждой молитвы. Обращением к Святому Духу мы начинаем все наши молитвословия. Таинства Церкви совершаются силою Духа Святого. Непосредственно после нашего крещения получили мы печать Духа Святого. Жизнедательную силу Духа Святого воспевает Церковь в особых кратких гимнах на воскресной утрени, составляющей часть всенощной, в так называемых степенных антифонах. "Святым Духом точится всяка премудрость..." - "Святому Духу всякое благодари: ... в Нем же вся живут и движутся". - "Сществует бо всякую тварь". - "От Него же благодать и жизнь всякой твари". - "Святым Духом всяка душа живится". - "Святым Духом точатся благодатные струи, напояющя всякую тварь ко оживлению". - "Святым духом Боговедения богатство, зрения, премудрости". - "Святым Духом подержатся вся, видимая же с невидимым, самодержавен бо сей". - "от Него же всякое животное одушевляется". - "Святым Духом обожение всем, благоволение, разум, мир и благословение: равнодетелен бо есть Отцу и Слову". - "Святого Духа держава на всех: Ему же вышняя воинства покланяются, со всяким дыханием дольным". - "Святым Духом источник Божественных сокровищ, от Него же премудрость, разум, страх: Тому хвала, честь и держава". - "Святым Духом глубина дарований, богатство славы, судеб глубина веля". - "Святым Духом, едино видною виной, вся содержатся миропадательне: Бог бо Сей есть, Отцу же и Сыновни единосущен, господственен". И нет пробела! Нет места для "души мира!" Такому мировоззрению учит нас святая Церковь. Церковь живет в Духе Святом, и Дух Святый пребывает в ней. Церковные молитвенные мысли о Духе построены так, чтобы мы сознавали. Это постоянное пребывание Духа в верующих и среди верующих; мы просим обновление близости Его к нам.

Жизнь в вере

"Бог Свет есть, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Иоан. 1:5) Что значит это именование Бога Светом?- Ясно, что в этом мыслится Божие совершенство: совершенное Добро, в совершенной Чистоте, совершенная Святость, совершенная Истина, совершенная Благость и Любовь, и соединенное с ними Блаженство, совершенная творческая Сила, совершенное Помышление о мире, созерцание его и Ведение его. По наставлению отцов Церкви, Свет однако не есть сущность Божия, он только полнота свойств Его и их проявление. И псалмопевец выражает в 102 псалме это их проявление словами: "Одевающийся светом, как ризой". Св. Григорий Богослов наставляет: "Бог есть Свет высочайший, неприступный, неизъяснимый и умом непостижимый и словами неизрекаемый" (Слово на святое Крещение). - "Потому Божество по существу Своему даже не именуемо... Мудрейшие и древнейшие из евреев не терпели, чтобы одними и теми же буквами писалось и имя Божие и имена тварей, - и могли ли когда решиться рассеивающим голосом произнести само имя Естества превечного и единственного?... Лишь только некоторым образом применимо к Нему слово "Сущий", не только потому, что Сам Вещавший Моисею нарек Себе имя сие, и повелевший сказать народу: "Сущий (Иегова) послал Меня к вам" (Исх. 3:14) ... но и потому, что не было и не будет чем-либо оно ограничено или пресечено" (Слово 30, о богословии четвертое).

"Видихом Свет истинный"

Светлость Божия изливается в мир. Снисходит она и проникает и в души человеческие. Смеем думать, что не только в душу христианина, но проникает и вообще в души тех, у кого есть стремление сердца ввысь, есть жажда познания Бога. Важно помнить, что слова "свет веры" не являются лишь "символом" чувства веры, а выражают подлинное просветление или сияние души. Тот же святитель Григорий дает нам в своих словах на праздник Крещения ("праздник Света") такие образцы этой веры, даже еще ветхозаветного человека, из Псалтири: "Просвети очи мои, да не усну сном смертным" (Пс. 12:4). "Свет сияет на праведника, - и на правых сердем - веселее" (Пс. 96:11). "Просвещаешь Ты дивно от гор вечных" (Пс. 75). "Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюсь?" (Пс. 26:1). "Пошли свет Твой и истину Твою: да ведут они меня" (Пс. 42:3). "Яви нам свет Лица Твоего" (Пс. 4:7). "Во свете Твоем узрим свет". В новозаветной Церкви это сияние света обильнее и сильнее. Его предсказывал пророк Исаия пророчески: "И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет всемерно светлее, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народу Своему" (Ис. 40)... И еще: " Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня воссияла над тобою,... и придут народы к свету твоему" (Ис. 60). Осуществление Исаина пророчества знаменуется уже в первых строках Евангелия, именно Евангелия Иоанна, в первом "зачале" (пасхальном), составляющем начало всех евангельских годичных зачал, читаемых на литургиях. В этом первом зачале слово о явлении Света в мире имеет место шесть раз, как бы всему миру возвещая свет любви Божией (Ин. 1: 4, 5, 7, 8, 9). И Спаситель поучал Своих учеников: "Вы - свет мира... Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела..." И о Самом Себе пред фарисеями: "Я - Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". Нельзя не сказать, хотя бы кратко об апостольских посланиях новообращенным. Апостол Петр так освещает значение вступления в Церковь Христову: "Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой Свет" (2 Петра). Апостол Иоанн Богослов: "Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем и возвещаем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и явилась нам... Бог есть Свет... Если ходим во свете подобно, как Он во свете, то имеем общность друг с другом, и Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха..." (1 Иоанна). Апостол Павел: "Вы сияете, как светила, в мире" (Флп.). "Бог озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа" (2 Кор.). "Мы же все открытым лицом, как в зеркале взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор.). "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердцу человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор.). С этим озарением душ, с этим высшим просвещением разума, - поучает нас Слово Библии, - вносится в душу некая радость, или дыхание блаженства. "Воссияю свет праведнику, и правым сердцем - веселее" (Пс. 111, Пс. 96). Предтеча Господень Иоанн говорит о себе: "Друг Жениха радостью радуется: сия то радость моя исполнилась, Ему должно расти, а мне умаляться" (в деле общественного служения). Апостол Павел, свидетельствуя о себе: "Я сораспялся Христу" (таковы были его злоключения от врагов проповеди его), - полон христианского радования и передает его своим духовным чадам: "Радуется всегда о Господе, и снова говорю: радуйтесь..." "Братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой" (в послании к Филиппийцам, что читаем и в других его священных письмах). Наперсник Христов апостол Иоанн выражается еще сильнее: "И это пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна". Здесь выражена истина, что с совершенствованием нравственным растет в душе радостное состояние. Одновременно растет, как видим уже в этих кратких выдержках из посланий, и любовь, любовное, кроткое, благожелательное отношение к окружающим. Притом, стремящийся к Свету отчетливо видит свои недостатки и тем более свои падения, не любуется своими делами, - и это создает естественное благородное смирение, а в особенности, вселяет страх Божий, какой выражен в псалме 85, а также в иерейской молитве вечерни: "Да возвеселится сердце мое бояться имени Твоего..." Такова гамма христианских душевных состояний. Вот это все и значит: "Жить во Свете". Так - Светлость Божия изливается в мир.

Два вида просвещения

Мы, люди современной так называемой "Западной культуры", живем по неволе в двух духовных сферах: а) в сфере сверхвременного христианского Просвещения и б) в эпоху "просвещения", начавшегося на Западе Европы от конца Средневековья; живем в эпоху рационализма, или практического мышления, постепенно отмежевавшуюся от религиозных начал, особенно в век "вольтерьянства"; в наш век оно достигло прямого гонения на христианство, падшего практически на Православную Церковь, особенно на Русскую. По задачам этой общей эпохи, только земные житейские цели достойны права на общественное внимание и даже на само существование; думам же и заботам о вечной жизни нет места, как нет места и в совершенствовании в духе евангельском. А для охраны " общественной этики" и порядка вполне достаточно общего обучения и полицейской бдительности и, конечно, места заключения для преступников. Таковы принципы этой эпохи. Действительность же - перед нами: Миллионы убитых за твердость веры, тысячи в тюрьмах и ссылке за протест против гнета физического и морального, разгул международных и внутренних войн, рост преступности, развал нравственный, обилие личных страданий нравственных и физических. Казалось бы, даже при нарушенииях в религии, можно было бы не забывать того, что эта практическая западная культура в ее лучшей стороне развилась на христианской почве, - будет ли это книгопечатание (Гуттенберг, Библия, церковные книги); будет ли то художественная литература, "романы" (от житийной литературы романского схоластического периода); творчество ли знаменитых музыкальных композиторов (от исполнения богослужения на музыкальных "органах" в католических храмах); живопись ли (от церковной живописи), или архитектура (от сложных задач церковной архитектуры, особенно Востока). С другой стороны, - видим, знаем, что христианская вера не отвергает земной культуры и удовольствий житейских потребностей, чему свидетельствует Священное Писание. Так, в период "сорокадневия" по Воскресении Христовом, как читаем в Евангелии, ученики Господа отправились на ночной труд, на ловлю рыбы. Так же апостол Павел, весь преданный апостольской проповеди Воскресения Христова и Христова учения, отдавал время труду делания палаток, чтобы не обременять других пропитанием его. Евангелист Лука был и врачом и живописцем, и притом ему принадлежит написание двух больших священных книг: Евангелия и Деяний Апостольских. Но, по слову Господню: "Не хлебом единым жив будет человек". И наше личное самосознание внушает нам, что достоинство наше, а значит, и назначение наше выше потребностей нашего простого существования, и ограничивать себя этой животной стороной значит лишать себя полноты жизни. Но мы скажем с христианской точки зрения: не только лишать духовных радостей на земле, но и блаженства вечной жизни в Боге, а это уже - духовная смерть!

Свет и тьма

Поскольку проникает современное знание в прошлое человечества, видно, что изначала человеку были присущи эти два великих понятия: вера в Бога и мысль о вечности (в Библии - о райском "древе жизни"). Сознавалось, что если вообще нет вечности в Боге, то и для человека впереди, после краткого и всегда непрочного, - а хотя бы и "счастливого" пробега жизни, -впереди смерть, а это значит- провал, пустота, тьма. И это безнадежное второе - смерть - зачеркивает весь смысл первого: земной жизни. В самом "мировоззрении" неверующего человека последняя строка - пустота и тьма. Не таково христианское мировоззрение, именуемое кратким словом "вера". О нем наставлял наш Господь Иисус Христос Своих учеников и народа в Нагорной проповеди. "Собирайте себе сокровище на небесах, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". - "Светильник телу твоему есть око. Если око твое будет чисто (в слав., "просто", т.е. в прямом, здоровом состоянии), то все тело твое будет светло" (Мы будем ясно видеть самих себя, свои шаги, свои действия). "Если же око твое будет худо (в слав., "лукаво"), то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, - то какова же тьма!?" (в слав.: "то тьма кольми?" т.е., во сколько же раз она сильнее! - Матф. 6:21-23). - Какая же тьма ожидает человека в будущем, когда он еще на земле выключил себя от Божественного Света... Храни же себя, человек, чтобы не объявить самому себя неверующим, атеистом, атеисткой, этим наперед предназначив себя во тьму "кромешною" ("кроме", "без" - Божия света), внешнюю по отношению к Богу вездесущему... Писатель неканонической, но почитаемой Церковью, книги "Премудрости Соломоновой" в последних двух главах книги дает устрашающий образ абсолютной "египетской тьмы", поразившей Египет пред исходом оттуда иудеев, - это как бы символ той иной, "вечной тьмы". Для верующего же человека, для христианина, "Свет во тьме светит, и тьма не объяла его".. К приведенным выше словам Нагорной проповеди евангелист Лука присоединяет следующие слова Господа: "Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так как бы светильником освещал тебя сиянием" (Луки 11:36). Вот, на таких светильниках веры стоит от начала своего бытия и утверждается единая, святая, кафолическая апостольская Церковь.

Церковь Христова, по учению преп. Симеона, Нового Богослова

Во дни первохристианства, в те дни, когда оно насчитывало всего только тридцать-сорок лет своего бытия и выражалось пока лишь в создании небольших разрозненных общин в пределах Римской империи, - уже тогда святой апостол Павел, находясь в узах, как крестном венце за свое благовестие о Христе, - а в этом уединении особенно озаренный благодатным светом, - дал в одном из своих посланий самое возвышенное и полное понятие о Церкви во Христе, именно, как о Теле Христовом, как о едином живом небесно-земном организме, дал образ Церкви, свято хранимый обще православным сознанием. Этот образ находится в послании апостола к Ефесской церковной общине. Здесь представлен величественный вид Церкви, как "полноты Христа", "Наполняющего все во всем"; дан облик нового бытия, сущность коего составляет "связь любви", бытия, соединяющего "небесное с земным" связями постоянными и прочными. В данном случае достаточно привести из названного послания один стих, 16 стих четвертой главы. Читаем: "Глава - Христос, из Которого все Тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви". Для этой цели, пишет апостол, Христос поставил в земной части Церкви "одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями". Однако: что такое эти связи, взаимно скрепляющие части Тела, "при действии в свою меру каждого члена Церкви"? Что за связи-действия, дающие одновременно и "возрастание" каждому самому по себе члену Церкви, и при этом - рост, совершенствование или полноту всему телу Церкви, небесно-земному, под единою Главою Христом? Конечно, этими взаимными скрепами тела Церкви, его составляющими, совокупляющими, соединяющими является молитва. Ибо - что представляет собой сама Церковь, как не "мир молитвы"? Молитва может быть названа воздухом, дыханием, жизнью Церкви. Подобно тому, как в ткацком станке, нити (здесь нити молитвы) идут по всем направлениям; они соединяют каждого члена Церкви с Небесным Отцом, членов земной Церкви между собой и членов земных с небесными. То же и в небесах, в сфере ангелов и святых, только в высшей и совершеннейшей степени. Земные молятся друг о друге, и по закону любви молятся об усопших; небесные - о земных, а равно - и об усопших братьях, нуждающихся в помощи. По этим молитвенным нитям идут и славословия, и благодарения, в обеих областях Церкви, на земле соединяясь с покаянными мыслями и чувствами. Конечно, внутрицерковные связи выражаются и в соответствующих действиях, в деятельности, но эта сторона является уже производной, вытекающей из первого источника, молитвенного. Такое представление в полной степени присуще только православному сознанию и самому строю и реальной жизни Православной Церкви. Наше богослужение является прямым показателем этого образа жизни Церкви. Сохраняется ли такое самосознание в святоотеческом богословии? Да, им насыщена святоотеческая мысль. Пример даем из творений преп. Симеона, Нового Богослова, жизнь коего протекла как раз на рубеже между первым и вторым тысячелетиями (он преставился в небесные обители около 1020 года). Черпаем из его 24 "Слова" его мысли о взаимодействии в небесно-земной Церкви Христовой. В приводимых мыслях, у преподобного даже нет четкого различия между двумя состояниями членов Церкви - земных и небесных, - не потому, что он бы их отрицал, но для ясности, что Церковь есть "единое Тело Единые Главы", "полнота Наполняющего все во всем". Преподобный Симеон поучает: "Все святые суть воистину члены Христа Бога и, как члены, сочетаны с Ним и соединены с телом Его, так, что Христос есть Глава, а все, от начала до последнего дня, святые - члены Его, и все они в совокупности составляют единое тело и как бы, так сказать, одного человека. Иные из них состоят в чине рук, делающих даже доселе, которые, исполняя все святую волю Его, претворяют недостойных в достойных и представляют их Ему; иные - в чине рамен (плечи) тела Христова, которые друг друга тяготы носят, или, возложив на себя обретенное овча погибшее, блуждавшее там и здесь, в горах и пропастях, приносят ко Христу, и так исполняют закон Его; иные - в чине груди, которые источают для жаждущих и алчущих правды Божией чистейшую воду слова премудрости и разума, так как учат их слову Божию и преподают им мысленный хлеб, который вкушают святые ангелы, то есть, истинное богословие, как наперсники Христовы, возлюбленные Ему; иные - в чине сердца, которые в лоне своем любовью вмещают всех людей, приемлют внутрь себя дух спасения и служат хранилищем неизреченных и сокровенных Таин Христовых; иные - в чине чресл, которые имеют в себе "родительную божественных помышлений таинственного богословия силу", и словом учения своего в сердца людей всевают семя благочестия; иные, наконец, - в чине костей и ног, которые являют мужество и терпение в искушениях, подобно Иову, и пребывают неподвижными в стоянии своем в добре, не уклоняются от налегающей тяготы, но охотно принимают ее и бодро несут до конца. Таким-то образом стройно составляется тело Церкви Христовой из всех от века святых Его, и пребывает цело и всесовершенно, да будут едины все сыны Божии, перворожденные, на небесах написанные. А что все святые суть члены Христовы и бывают едино тело, докажу это вам от Божественного Писания. И во-первых, послушайте самого спасителя нашего, Христа Господа, как Он представляет нераздельное единение, какое имеют с Ним святые, в словах, сказанных Им апостолам: "Веруйте в Меня, что Я во Отце, и Отец во Мне" (Иоан. 14:11). "Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в нас" (Иоан. 14:20; также 17:20-26)... Поскольку божество, нам сообщаемое чрез общение с Господом, есть неделимо, то необходимо и нам, сделавшись во истину причастниками сего Божества, быть неотделимыми от Христа, быть в едином духе единым телом (Гал. 3:28; Кол. 3:11; 1 Кор. 12:1-14). Как в вечных обителях Бог каждому святому дает подобающую ему часть, как мы сказали прежде, так и в теле Церкви каждый причисляется в такой член Христов, каким быть достоин. Это показывает тот же апостол Павел и в том же послании, говоря: "Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно" (1 Кор. 12:18). И так, членов много, а тело одно. Желая же показать различие сих членов и какие это члены, говорит он: "Вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки" (1 Кор. 12:27-28). "Тайна сия велика; я говорю по отношени Христа и Церкови" (Ефес. 5:32). И воистину тайна сия есть и пребудет великою, и превыше всего великого. Какое единение, общение и сроднение имеет и Владыка наш, Творец всяческих, со всей Церковью, как с единой женой, и бывает едино с ней, и всегда нераздельно пребывает с ней, как с возлюбленной Ему. Но единение сие бывает боголепно, как лепок есть Богу соединиться с Церковью, - что и недомыслимо и неизреченно. Опять, и Церковь единится с любимым от нее Богом, и прилепляется к Нему так, как тело прилеплено к своей голове. Ибо как тело не может жить без своей головы, так и Церковь - собрание верующих, то есть, сынов Божиих, на небесах написанных, не может быть цельным и совершенным телом без главы своей - Христа Бога нашего, и не может жить истиной и вечной жизнью, если не будет питаема от Него каждодневно насущным хлебом, от Коего приемлют истинную жизнь все любящие Его, и растут в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Его... Поскольку же Церковь есть тело Христово, и невеста Христова, и мир великий, и храм Божий, члены же тела Его суть все святые, а между тем они не все еще родились и благоугодными показали себя, то явно, что тело Христово еще не есть целое вполне, что не наполнился еще и вышний мир, то есть, не весь еще сонм людей вошел еще в Церковь Божию. Но и доныне есть еще в мире много неверующих, которым предстоит уверовать во Христа, есть много грешников, которые имеют долг покаяться, есть много непокорных, которые имеют покориться Христу; многие еще имеют родиться и благоугодить Богу, прежде чем вострубит последняя труба. И так, надлежит родиться всем предуведенным от Бога и наполниться превысшему сего мира меру Церкви первородных, Иерусалиму небесному; и тогда совершится полнота тела Христова, приняв в себя предопределенных от Бога быть сообразными образу Сына Его, кои суть сыны света и дня" (Слова преп. Симеона, Нового Богослова, в переводе еп. Феофана, вып. 1. Москва, 1892, стр. 383-391).

Информация о первоисточнике