Архимандрит Митрофан (Ярославцев Михаил Владимирович, генерал-майор) (1883-1954)

Архимандрит Митрофан (Ярославцев Михаил Владимирович, генерал-майор) (1883-1954)

Архимандрит Митрофан

История России XX века, изучаемая и дополняемая новыми сведениями и открытиям, останется не полной, если не включить в нее особый пласт, повествующий о русской эмиграции. Россия вне пределов своих исторических границ, - это небольшие островки русской культуры, исторической памяти и православной духовности. Наряду с всемирно известными центрами эмиграции, такими, как Париж, Берлин, Прага, София и другими, существовали и до наших дней сохраняются небольшие общины, сконцентрированные в основном вокруг русских церквей, в том числе и в государствах Северной Африки. После эвакуации белых частей из Крыма и Новороссийска, в результате гражданской войны, в Тунисе [1] и Египте появились семьи политических эмигрантов, затем многие расселились по соседним государствам арабского Магриба. Стали возникать первые православные храмы, сначала простые и скромные, переделанные и приспособленные для совершения богослужений. Затем кое-где строили настоящие церкви. В Марокко возникло четыре русских прихода, в Алжире и Тунисе по две общины, был небольшой домовый храм и в Египте. В наши дни, богослужения совершаются в православных храмах русскими священниками в городах Александрии и Каире, в Тунисе и Бизерте, в Рабате и Касабланке. Однако, идут годы, меркнет память, меняется состав прихожан, зарастают русские могилки, разрушаются кресты и надгробия, желтеют страницы исписанных славянской вязью, привезенных из России богослужебных книг, ветшают ризы и выцветают хоругви, давно уже молчат колокола.

Находясь по долгу службы в Марокко, работая с документами приходского архива или, вернее сказать, подбирая и систематизируя разбросанные в пыли и мокнущие под дождем в чулане под колокольней бумаги, оставшиеся от 30-60-х годов прошлого уже века, я пытался воссоздать картину русской жизни, памяти и истории соотечественников, страдальцев и героев, патриотов и сирот, горячо любящих свою Родину, веру и народ.

Лишенные крова, родной земли и привычных форм жизни, они не только выжили, создали семьи, вырастили детей, но и оставили после себя память. Одним из этих русских живших в Марокко, был генерал, вынужденный потрудиться, и шофером, и разнорабочим, и консьержем, в последствии ставший священником. Ему посвящен данный материал.

Архимандрит Митрофан (Михаил Владимирович Ярославцев), родился в Тульской губернии 30 декабря 1883 г. (по старому стилю). Из послужного списка узнаем следующие сведения: "С юных лет ему, сыну офицера Русской армии, предстояла военная карьера" [2]. Начальное образование Михаил получил в Первом Московском Кадетском Корпусе.

В те времена корпуса состояли из пяти рот, общая численность воспитанников была около шестисот человек. Что касается учебного процесса, то в корпусах было семь классов, знания оценивались по двенадцати бальной системе. Мемуарист пишет: "Большинство кадет поступало в первый класс в возрасте девяти-десяти лет по конкурсному экзамену, и почти все принимались на казенный счет, причем преимущество отдавалось семьям военных Масса оканчивающих корпуса распределялась без вступительных экзаменов по военным училищам, высылавшим ежегодно определенное число вакансий" [3].

Далее, узнаем о Ярославцеве, что он "затем блестяще окончил курс Александровского Военного Училища подпоручиком..." [4]. Годы, проведенные в стенах училища, расположенного в центре Москвы, ул. Знаменка, 19, навсегда остались в памяти этого русского человека. Училище было образовано в 1863 г. из одноименного Кадетского корпуса, располагалось в бывшем дворце ген.-майора С.С. Апраксина, выстроенном в конце XVIII в. архитектором Ф.И. Кампорези. Готовили здесь пехотных офицеров для русской армии. В советское время в здании училища разместился Народный Комиссариат Обороны. Училище располагало прекрасным домовым храмом в честь святой мученицы царицы Александры. В этой церкви, как узнаем из справочника: "находились памятные доски, серебряные венки и другие мемориальные предметы, связанные с историей училища и его выпускниками" [5]. Как раз в то время, когда здесь учился М. Ярославцев, училище посетил император Николай II [6].

Во время первой мировой, которую досоветская историография называет "Великой", служил в 68-м Лейб-гвардии [7] Бородинском императора Александра III полку. Имеются свидетельства о ранении штабс-капитана Михаила Владимировича Ярославцева 30 лет от роду в "бою 15 августа с.г. ...ранен штыком в левую ногу..." [8]. В октябре 1915 г. у местечка Иллукет получил контузию от разорвавшегося мортирного снаряда [9].

Далее, как сообщают факты его биографии: "большую роль в создании и боевых действиях Северо-западной армии генерала Юденича [10] под Петроградом в 1919 г. играл командир 2-й дивизии, произведенный в генерал-майоры 24 июля 1919 г. Михаил Владимирович Ярославцев" [11].

В январе 1920 г. генерал воюет под Нарвой, в это время он "...состоит на службе в Северо-западной Армии Начальником 3 -ей стрелковой дивизии" [12].

Документы, хранящиеся в приходском архиве, сообщают, что в октябре того же года "начальник Волжской пехотной дивизии генерал-майор Ярославцев" командируется в город Пинск [13].

Затем, согласно консульским сведениям, из Эстонии Михаил Владимирович вместе с супругой Евгенией Семеновной в 1921 г. перебирается в Польшу, в лагерь для интернированных в Ломже под Варшавой. Из Польши путь лежит в Германию.

Вслед за этим - Франция. В эмиграции в начале 30-х годов, теперь уже бывший генерал, проживал во французском городе Ницце, где был автором ряда ценных статей ("Служба связи Ливенцов и Северозападников", а также в Шанхайской газете "Время" в 1930 г. и дальше) [14].