Апология I представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому
29. Есть и другое основание, почему мы отвращаемся подкидывать детей, - то, чтобы из подкинутых не умер кто, если не будет скоро взят, и чтобы нам не сделаться человекоубийцами. Но мы или вступаем в брак, не иначе, как с тем, чтобы воспитывать детей, или, отказываясь от брака, постоянно живем в воздержании. И чтобы доказать вам, что срамное совокупление у нас не составляет какого-либо таинства, - один из наших подал александрийскому префекту Феликсу прошение, чтоб он дозволил врачу оскопить его, ибо тамошние врачи говорили, что без позволения префекта им нельзя это делать. Когда же Феликс никак не хотел подписать прошение, то молодой человек остался девственником и довольствовался своим собственным сознанием и сознанием единомышленных с ним. Здесь, думаю, кстати упомянуть также о недавно умершем Антиное, которого все принялись со страхом чтить, как Бога, хотя знали, кто он был и откуда происходил.
30. Чтобы кто не возразил нам: что препятствует и называемому у нас Христу быть человеком из человеков, который творил, что мы называем чудесами, посредством магии, и потому показался Сыном Божьим, - я теперь представлю доказательство, не полагаясь на словесные уверения, но по необходимости убеждаясь теми, которые предсказывали будущее прежде, нежели оно сбылось, так как мы собственными глазами видим, что события совершились и совершаются, как было предсказано: такое доказательство, думаю, я вам покажется величайшим и истиннейшим.
31. Были некоторые люди среди Иудеев - пророки Бога, посредством которых пророчественный Дух предвозвещал будущие события, прежде, нежели они сбылись. Пророчества их бывшие по временам в Иудее цари собирали и тщательно хранили так, как они были сказаны, когда были изречены пророками и ими же самими написаны в книгах на собственном их еврейском языке. Но когда Птоломей, египетский царь. устроил библиотеку и старался собрать сочинения всех людей, то, услышав о тех пророчествах. послал к царствовавшему тогда у Иудеев Ироду и просил переслать к нему книги пророчеств. Царь Ирод послал эти книги, написанные на еврейском языке как выше сказано. Но поелику египтяне не знали, что в них написано, то Птоломей снова послал и просил прислать людей, для перевода их на греческий язык. Это исполнено: и таким образом те книги сделались достоянием и египтян до сего времени, а также они находятся повсюду у всех Иудеев. Впрочем, последние читают их, но не понимают сказанного в них; нас же почитают врагами и противниками и, подобно вам, убивают нас и мучают, когда только могут; в этом сами можете удостовериться. Да и в бывшей последней Иудейской войне Вархохева, предводитель Иудейского возмущения велел одних только христиан предавать ужасным мучениям, если они не отрекутся от Иисуса Христа и не будут хулить Его.
Это было предсказано до явления Его сперва за пять тысяч лет, то за три тысячи, то за две, то за тысячу, а то за восемьсот; потому что сообразно с преемством родов существовали то те, то другие пророки.
32. Моисей, первый из пророков, сказал слово в слово так: "не оскудеет князь из Иуды, и вождь от чресл его, доколе не придет Тот, которому отложено и он будет чаяние народов: он привяжет к виноградной лозе своего осленка и омоет одежду в крови грозда. Вам теперь предоставляется тщательно наследовать и узнать, до которого времени быль у Иудеев собственный их князь и царь? До явления Иисуса Христа, учителя нашего и истолкователя не узнанных пророчеств, как предсказано через Моисея божественным Святым пророчественным Духом: не оскудеет князь из Иуды, доколе не придет Тот, которому отложено царство. Иуда есть праотец Иудеев, от коего они получили и название Иудеев. После явления Христова вы воцарились над Иудеями и овладели всею землею их. А словами: "он будет чаяние народов" указывается, что люди из всех народов будут ожидать второго пришествия Его, как сами вы можете видеть и удостовериться самым делом. Ибо из всех племен человеческих ожидают Того, кто распят во Иудее, по смерти которого тотчас Иудейская земля предана вам, как добыча войны. Слова: "привяжет к лозе своего осленка и омоет одежду свою в крови грозда" были символом, указывающим на события, которые имели случиться с Христом, и на дела, которые должны были совершиться Им. Ослиный жеребенок стоял тогда при входе в одно село привязанный к лозе; Христос велел ученикам своим привести его к Себе, и когда он приведен был, Он сел на него и вошел в Иерусалим, где был главный храм Иудеев, который в последствии вами разрушен. Потом Он был распят, чтоб и остальные слова пророчества исполнились. Ибо слова: "омоет одежду свою в крови грозда" предвозвещали страдание, которое имел Он претерпеть, очищая своею кровью верующих Ему; так как, то, что Дух Божий через пророка назвал одеянием суть верующие Ему человеки, в которых живет семя от Бога, Слово. В словах: кровь грозда, намекается на то, что имеющий явится хотя будет иметь кровь, но не от человеческого смени, а от Божьей силы. Первая же по Отцу всего и Владыке Боге Сила и Сын есть Слово, Которое приняло плоть и сделалось человеком, - каким образом, о том скажем после. Как кровь виноградной лозы не человека сотворил, но Бог; так напекается, что и эта кровь произойдет не от человеческого семени, но от силы Божьей как сказали мы выше. И Исаия, другой пророк, о том же пророчествуя другими словами, так сказал: "воссияет звезда от Иакова и цвет взойдет от корня Иессеева и на руку Того будут уповать народы. Светлая звезда, которая воссияла, и цвет, который взошел от корня Иессеева, есть Христос. Ибо Он силою Божией родился от Девы, происходящей от семени Иакова, отца Иуды, который был, как сказали мы выше праотцом у Иудеев, и Иессей, по слову пророческому, был Его прародитель, и сын Иакова и Иуды, согласно с преемством родов.
33. И еще послушайте, как Исаия ясными словами предрек, что Христос родится от Девы. Сказано так: "вот, дева зачнет во чреве и родит Сына; и нарекут имя Ему с нами Бог. Что по понятию людей неимоверно и невозможно, то предрек Бог пророчественным Духом, дабы, когда оно сбудется, не оставались в неверии, но верили, потому что оно было предсказано. Но чтобы некоторые, не понимая приведенного пророчества, не стали укорять нас в том же, в чем мы укоряем поэтов, которые говорят, что Зевс сходил для чувственных наслаждений к женщинам, я постараюсь изъяснить те выражения. Слова: "вот, дева зачнет во чреве" значат, что дева зачнет без совокупления. Ибо если бы совокупилась она с кем-нибудь, то не была бы уже дева, - но Сила Божья, нашедши на деву, осенила ее и сделала то, что она зачала, будучи девою. И посланный в то время к Деве Ангел Божий благовестил ей такими словами: "вот зачнешь во чреве от Духа Святого и родишь Сына, и Он наречется Сыном Всевышнего. И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их". Так повествуют те, которые описали все, касающееся до Спасителя нашего Иисуса Христа, и мы верим им, потому что и через вышеупомянутого Исаию пророчественный Дух предсказал, что Христос родится, как я выше изложил. Под именем Духа и Силы от Бога должно не иное что разуметь, как Слово, которое есть и перворожденный у Бога, как указал вышесказанный пророк Моисей; и этот Дух, сошедший на Деву и осенивший ее, не совокуплением, но силою сделал ее имеющей во чреве. Имя же Иисус, если перевести с еврейского на греческий язык, значить Спаситель; почему и Ангел сказал Деве: "и наречешь Ему имя Иисус: ибо Он спасет людей своих от грех их". А что пророчествующие бывают вдохновенны не иным чем, как Словом Божьим, с этим и вы, думаю, согласитесь.
34. Послушайте, как другой пророк, Михей, предрекал и о месте, где надлежало родиться Ему. Он сказал так: "и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше между владыками Иудиными; ибо из тебя произойдет вождь, который упасет народ Мой". В земле Иудейской есть одно село, отстоящее от Иерусалима на тридцать пять стадий, в котором родился Иисус Христос, как узнать можете и из таблиц переписи, которая была при Квирине, первом нашем правителе в Иудее.
35. И что Христос по рождении будет не знаем для других людей, до самого мужеского возраста своего, - как то и было, - послушайте о том предсказания. Таковы: "Отрок родился у нас, и юноша дан нам, коего начальство на раменах Его". Слова эти предозначали силу креста, к которому распятый приложил рамена свои, как это будет яснее показано в дальнейшей речи моей. И опять тот же пророк Исаия, по вдохновению Духа пророчественного, сказал: "Я простер руки мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходили путем не добрым; требуют ныне у Меня суда и осмеливаются приближаться к Господу. И опять в иных словах через другого пророка говорится: "пронзили ноги Мои и руки, и бросили жребий об одежде Моей". С Давидом, царем и пророком, сказавшим это, ничего такого не случилось: но Иисус Христос был распростерт руками и распят Иудеями, которые противоречили Ему и говорили, что Он не Христос. И притом, как сказал пророк, "ругаясь над ним, посадили Его на судилище и говорили: суди нас. А слова: "пронзили руки Мои и ноги", были указанием на гвозди, которые на кресте были вбиты в руки и ноги Его. И по распятии Его те, которые распяли, бросили жребий об одежде Его и разделили между собою. А что действительно это было, можете узнать из актов, составленных при Понтии Пилате. Еще приведу пророческие слова другого пророка, Софонии, в которых он ясно предсказал, что Христос воссядет на жеребенке ослином и войдет в Иерусалим. Слова эти следующие: "весьма радуйся, дочь Cиoнская, проповедуй, дочь Иерусалимская, вот Царь твой идет к тебе кроткий, сидя на осле и притом на молодом, рожденном от подъяремной".
36. Когда слышите слова пророков, изрекаемых как бы от чьего лица, то не думайте, что они говорятся от самих тех вдохновенных мужей, но от движущего их Слова Божия. Оно иногда предвещательно говорить о том, что будет, иногда говорить как от лица Владыки всего и Отца Бога, иногда как от лица Христова, иногда как от лица людей, ответствующих Господу или Отцу Его: это самое можно видеть и у ваших писателей, где хотя один пишет все, но вводит говорящие лица. Не понимая этого, Иудеи, у которых находятся книги пророков, не узнали Христа, когда Он пришел, да и нас ненавидят, когда говорим, что Он пришел, и доказываем, что Он распят ими, как было предречено.
37. Дабы и это было ясно для вас, вот какие слова от лица Отца сказаны вышеупомянутым пророком Исаиею: "вол знает владельца своего и осел ясли господина своего: Израиль же не знает Меня, народ Мой не уразумел. Увы, народ грешный, народ исполненный грехов, семя лукавое, сыны беззаконные, вы оставили Господа". И еще в другом месте тот же пророк говорить также от лица Отца: "какой дом построите Мне, говорить Господь. Небо - престол мой, и земля - подножие ног моих". И еще в другом месте: "новомесячий ваших и суббот ненавидит душа Моя и великого дня поста и праздности не терплю. И когда придете явиться Мне, не услышу вас, - руки ваши исполнены крови. И если принесете мне пшеничную муку, или курение, это - мерзость для Меня; тука овнов и крови волов не хочу. Ибо кто требовал этого от рук ваших. Но разрушь всякий союз неправды. разорви сети насильственных договоров; прикрой бескровного и нагого, раздробляй алчущему хлеб твой". Теперь можете судить и о том, каково учение, которое предлагается пророками от лица Бога.
38. Когда же говорить пророчественный Дух от лица Христова, так он вещает: "Я простер руки Мои к народу непослушному и прекословящему, к людям, которые ходят путем недобрым". И еще: "Я отдал спину Мою на бичевание и ланиты Мои на заушение; лица Моего не отвратил от стыда заплеванный. И Господь был помощник Мой; посему Я не смутился, но положил лицо Свое, как твердый камень; Я знал, что не буду посрамлен, ибо близок оправдавший Меня". И опять говорить: "Они бросили жребий об одежды Моей и пронзили Мои ноги и руки. Я же почил и уснул, и потом восстал, ибо Господь поддержал Меня". И опять говорить: "говорили устами, кивали головою, говоря: пусть спасет самого себя". Все это сделано Иудеями над Христом, как вы сами узнать можете. Ибо, когда Он был распят, они, шевеля губами и, кивая головою, говорили: "воскресивши мертвых, пусть спасет самого себя".
39. А когда пророчественный Дух говорит как предрекающий будущее, тогда говорит так: "от Сиона выйдет закон и слово Господне изб Иерусалима, и Он будет судить посреди народов и изобличить много людей, и раскуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча, и не будут уметь уже воевать". Что это так было, можете сами удостовериться. Из Иерусалима люди, числом двенадцать, вышли в мир, и притом люди неученые, не умеющие говорить, но силою Божьею возвестили всему роду человеческому, что посланы Христом научить всех слову Божию. И мы, которые прежде один другого убивали, не только не враждуем с врагами, но, чтобы не солгать и не обмануть делающих допросы, с радостью исповедуем Христа и умираем. Конечно, можно было бы пользоваться нам в этом случае словами: клялся язык, а ум не клялся. Но смешно было бы, - тогда как присягающие вам и вписываемые на службу воины держатся данного слова, и предпочитают это и собственной жизни, и родителям, и отчизне, и всем домашним, несмотря на то, что вы не можете доставить им нетленной награды, - если бы мы, желая нетления, не переносили всего для получения желаемого от Того, который может дать.
40. Послушайте, как предречено и о тех, которые проповедали учение Его и возвестили явление Его. Вышеупомянутый пророк и царь пророчественным Духом так сказал: "день дню отпрыгает слово, и ночь ночи возвещает разум. Нет речи или языка, на которых не слышались бы их голоса. Их вещание пошло на всю землю и слова их - до концов вселенной. В солнце Он назначил жилище свое, и Он, как жених, выходящий из чертога своего, будет радоваться, подобно исполину, идя в путь". Сверх этого, я почитаю полезным и приличным упомянуть и о других предсказаниях того же Давида.
Сказано так: "блажен человек, который не пошел на совет нечестивых, и не стал на пути грешных. и не сел на седалище губителей, но которого воля в законе Господнем, и который в законе Его будет поучаться день и ночь. Он будет, как дерево, насажденное при потоках вод, которое плод свой дает во время свое, лист его не отпадет; и все, что ни сделает он, будет благоуспешно. Не так нечестивые, не так, но они подобны пыли, которую прогоняет ветер с лица земли. Поэтому нечестивые не устоят на суде и грешники в собрании праведных, ибо Господь знает путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Зачем возмутились народы, и люди задумали тщетное? Предстали цари земные, и правители собрались вместе против Господа и против Христа Его, говоря: "расторгнем узы их, и свергнем с себя иго их". Живущий на небесах посмеется им, и Господь поругается над ними. Тогда Он будет говорить к ним в гневе своем и потрясет их в ярости своей. А Я поставлен от Него царем над Сионом, горою святою Его; Я буду возвещать повеление Господне. Господь сказал ко мне: "Сын Мой Ты, Я ныне родил Тебя. Проси от Меня, и дам тебе народы в достояние Твое, и пределы земли во владение Твое: Ты будешь управлять ими жезлом железным, сокрушишь их, как сосуды глиняные "Итак, будьте мудры цари, вразумитесь все судии земли. Служите Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом. Примите наставление, дабы Господь не прогневался когда-нибудь, и вы погибнете от пути праведного, когда внезапно возгорится ярость Его; блаженны все, надеющиеся на Него".