Алфавитная Синтагма

А 83-е (Апост. прав.) епископа, или пресвитера, или диакона, облеченного священническою одеждою и упражняющегося в воинском деле, т.е. в распоряжении воинским имуществом (ибо правило здесь разумеет не действие оружием) [Из Зонары.], подвергает извержению, ибо никтоже может двема господинома работати, по слову Божию (Мф.6:24).

А IV Собора 7-е (правило) повелевает, чтобы однажды причисленные к клиру или монахи не вступали ни в воинскую службу, ни в мирский чин, сняв в себя священное одеяние и переодевшись по обычаю тех; иначе дерзнувших на сие и не раскаивающихся и не принимающих опять свойственной священному житию одежды, которую прежде избрали ради Бога, повелевает предавать анафеме: ибо дерзнувший на что-либо таковое уже не подвергается извержению, так как к сему он сам себя приговорил прежде осуждения, сложив с себя священническую одежду и сделавшись мирянином [Объяснение правила по Зонаре и Вальсамону.]. - Ищи еще 13-ю главу буквы Ε.

А глаголемого двукратного собора правило одиннадцатое, подтверждая сказанные правила и упоминая содержащееся в них, прибавляет, что если кто из священников, или диаконов, или вообще из причисленных к клиру вступит в мирские начальственные должности и попечения или примет звание управителя, такового изгонять из своего клира, ибо невозможно, как сказали, служить двум господам.

А 16-е (19-е) правило соб. Карфагенского заповедует, чтобы епископы, пресвитеры и диаконы не были откупателями чужих имений ни заведующими, т.е. попечителями и управителями, ни приобретали пропитания постыдным и бесчестным занятием: ибо никто же, (говорит), воин бывая, обязуется куплями житейскими (2Тим.2:4) и далее. Так, постыдным занятием было бы содержание блудниц, а бесчестным занятием - заведовать корчемницею.

Святейший же патриарх Лука воспретил клирикам заведовать и мироваренными заведениями или банями, потому что они служат средством для постыдной корысти и подают повод к обманам.

О врачах

Он не дозволял и диаконам, занимающимся врачеством, быть руководителями врачей, говоря, что не прилично в стихарях совершающим святые таинства облекаться в мирския одежды и с мирскими людьми, т.е. с врачами, совершать процессии. Было также определение того же патриарха, подвергающее извержению тех клириков, которые занимаются мирскими и общенародными делами [Все сии определения патриарха Луки напечатаны in Jure Graeco-Romaan. Leunclav lib.III, и составляют собою 13-й отдел его определения. Т.1, р.226-227. Те же определения патр. Луки буквально изложены и в толковании Вальсамона на 16-е, по изд. Миня, правило собора Карфагенского]; и другое определение патриарха Иоанна, не позволяющее диаконам или другим клирикам быть защитниками на суде [Напечатано буквально в толк. Вальсамона на 16-е (по изд. Миня) пр. соб. Карф.], а также определение патриарха Михаила Анхиала, заповедующее, чтобы клирики не принимали на себя мирских должностей, ни сборов податей, ни звания управителей [Напечатано в том же толковании Вальсамона. Сущность сих постановлений всех трех патриархов изложена в номоканоне в XIV tit. tit.VIII, cap.13. Synt. Rhalli et Potli. Tom.1. p.159-160.].

Обычаи

А так как 4-е правило IV Собора, а также 4-е (правило) собора перво-второго (которые и ищи в 15-й гл. буквы ) не возбраняют епископам поручать иногда подведомым им монахам управление не только церковными делами, но и житейскими, т.е.

(по изд. Миня) собора Карфагенского.]. Итак, поэтому, вероятно, при царе Михаиле Дуке известный митрополит Сиды занимался государственными делами, и (митрополит) Неокесарийский писал светские законы [Светские морские законы. См. толк. Вальсамона на 4-е пр. соб. Халкидонского, откуда и заимствовано это.], и у нас митрополит Кизика Нифонт исполнял должность секретаря и всякие служения народные [В славяно-русском переводе Синтагмы известного монаха Евфимия, против всего трактата, под заглавием: "обычаи" на поле сделана следующая заметка: "Сие в гречестей харатейней книзе вычернено все до зде". См. стр.2892-2893. Рук. Моск. Синод. Библиотеки, №126.].

Законы

А 86-я новелла императора Льва постановляет, чтобы ни епископ и никто из клира не занимались ни защитою на суде, ни откупами, ни поручительством; делающего же что-либо таковое (повелевает) на некоторое время отлучать; а пребывающего в сем - извергать [Сущность содерж. нов. Льва. В подлинном виде напечатано in jure Graeco-Roman. Zachariae. Tom.III, p.182-183. Ср. Зак. Госуд. Российск. Т.IX, ст.381,399. Уст. гражд. судопр. ст.45 в Суд. Уст. Императора Александра II по изд. 1883 г. и в Своде Законов т.XV, по изд. 1876 г. Инстр. благоч. 301.]. А разумеет (новелла) защитников, учрежденных в гражданских судилищах, получающих царское жалованье, состоящих в ведении старших и утверждаемых (в должности) мирскими начальниками; к сим присоединяться клирикам возбранено [Заимствовано почти буквально из толкования Вальсамона на 13-ю главу VIII tit. Номоканона в 14-titul. Synt. Rhalli et Potli. Tom.1, p.160.]; впрочем, защищать друзей или вообще своих епископам и клирикам, по их изволению, не должно быть возбраняемо.

123-я Юстинианова новелла говорит: никто, оставляя свой клир, да не бывает мирянином, потому что таковый должен быть лишен и прежде ему принадлежавшего достоинства или воинской службы и должен быть отдан в распоряжение своего гражданского начальства (городского общества).

А 7-я и 8-я новеллы императора Льва повелевают, чтобы клирики и монахи, которые переменили одежду и сделались мирянами, были облекаемы в прежнюю одежду и против воли их.