Носители духа Святителя Игнатия

(П.285) Чем больше очищается человек покаянием, тем больше начинает видеть свою греховность и испорченность. Это самый верный признак, что покаяние принято и что человек подвизается правильно. (П.110) Исповедь и духовное руководство... Непрестанно открывай немощь свою перед Богом, и не будешь искушаем чуждыми... (Преп.Исаак Сирин Слово 2)   схиигумен Иоанн : Да, внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже и духовнику, если он не проходит такую же внутреннюю жизнь. (П.5) На исповеди не надо стараться, чтобы были слезы, скажи, что есть на совести, и больше ничего. (П.13) Напрасно себя смущаете и думаете, что есть у Вас какой-либо грех неисповеданный. Смертные грехи только те, которые сознаете и не каетесь. (П.32) Враг рода человеческого дьявол навел на тебя страх открыть мне наболевшее свое сердце, когда ты была в монастыре. Всегда так бывает: когда человек творит грех, думает получить утешение, но по вкушении греха выходит, наоборот, великая скорбь и томление духа, и бедная душа мечется, точно рыба, выброшенная на берег. Тяжелое состояние, и человек приходит чуть ли не в отчаяние. В такие тяжелые минуты хорошо бы поделиться с опытным человеком, который, конечно, мог бы, без сомнения, помочь. Нет такого греха, который бы превышал Божие милосердие, и грехи всего мира точно горсть песку, брошенная в море. (П.71) игумен Никон : ... есть мощное средство в борьбе со всяким грехом: как только впал в какой большой грех, иди исповедуй пред духовником. Если нельзя сразу, то при первой возможности, ни в коем случае не откладывая на завтра и далее!

Обрати внимание на это! (Везде сети дьявола). (П.85) Не думайте, что духовник чувствует отвращение от исповедания грехов. Если есть искреннее сокрушение, то духовник чувствует особую милость и любовь к кающемуся. Это точно! Такое состояние духовника есть свидетельство, что Господь прощает кающегося и с любовию принимает его в Свое общение, как принял блудного сына. (П.165) На исповеди от Вас требуется перечислить те грехи, которые остались в памяти и тревожат совесть, а прочие общим итогом исповедать: словом, делом, помышлением согрешали.... смущение после исповеди или от врага, или от сознательного сокрытия каких-либо грехов. Если сокрыли – в другой раз исповедуйте все, и сокрытое, а если этого нет, то и обращать внимания нечего, а гнать, как и все прочие вражие мысли и чувства. (П.69) Ни один духовник не будет хуже относиться к человеку, искренне глубоко раскаявшемуся во грехах, каковы бы они не были, Это уловка вражия, чтобы кающийся скрыл свои грехи и не получил прощения. Наоборот, если духовник человек верующий, то станет лучше относиться, это таинственное свойство исповеди. (П.96) [Совет на одре болезни лежащей] Попробуй готовиться так: 1) Хоть понемногу, но чаще молись по силе, стоя, сидя или лежа. 2)

Сердце подскажет это. Запиши все такие грехи, чтобы потом на исповеди не забыть их. 3) Чаще представляй, что ты умерла и надо пройти мытарства, и дать отчет за каждый неисповеданный грех. Опять будут всплывать разные грехи и опять кайся пред Богом о прощении их, чтобы они не были помянуты на мытарствах. Также записывай более тяжкие. Так потрудись недельку или две, а затем исповедуйся во всем. После исповеди опять так же просматривай всю жизнь и записывай, что было забыто в первый раз. Это лучшее лекарство не только для души, но и для тела. (П.110) Как можно чаще исповедуйтесь и причащайтесь. Лучше исповедоваться у иеромонахов, а не у мирских. (П.151) Свою борьбу, добродетели и свое душевное устроение надо скрывать ото всех, открывать только духовнику или человеку духовно опытному, иначе можете и себе сильно повредить, и других соблазнить. (П.152) Никогда не лгите и не лукавьте перед духовниками, перед Богом, и по возможности, со всеми людьми. (П.159) ... не унывай, когда впадешь в какой грех, а обвини себя пред Богом, исповедуй Ему свое согрешение, не обвиняя никого, смирись, познай свою немощь во всем и проси у Господа, чтобы Он сотворил в тебе Свои святые заповеди. Но это не значит, что ты сам не должен всеусильно бороться. (П.85) [совет тяжко согрешившей как принести покаяние] Надо помучиться, поскорбеть, делать добро людям, помучить себя постом и поклонами, и прочим, сколько есть силы. Меньше разговаривайте со всеми. (П.175) Всякое открытие греха с искренним раскаянием делает грешника более близким, родным, дорогим для духовника. Это общее явление. Враг только пугает противоположными мыслями... Ни при каких обстоятельствах не приходите в отчаяние и безнадежие, это страшнее всякого греха. Они приводят к духовной смерти, а иногда к самоубийству. “Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного”. (П.177) Каждое нарушение заповеди, хотя бы и самое мелкое, заглаждай немедленным испрашиванием прощения у Господа, не дожидаясь вечерних молитв. (П.277) Надо мысленно на молитве проходить свою жизнь и просить прощения за все сделанные грехи не только делом, но и словом и помышлением. Кающемуся Господь все прощает, а тогда нечего и смерти бояться. (П.286) О духовничестве в наши дни... Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и бесовскую прелесть губит... (Свт.Игнатий Брянчанинов т.5 стр.73) [7]   схиигумен Иоанн: В данное время мы лишены этого блага – жить под руководством опытного старца в духовной жизни.

(П.15) Руководитель должен быть бесстрастным и иметь дар рассуждения

Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение. (П.15) Великий старец Паисий Величковский тоже тужил, что нет наставников, но он, как опытный в духовной жизни, советовал руководствоваться просто с единомысленными: беседовать и вместе читать святоотеческие книги. (П.17) Твое письмо я получил и отвечаю на него, только мои советы принимай не как повеление или закон, а как простой совет – можешь и не принять его, если усмотришь, что несогласно со Святым Писанием и с поучением Святых отцов. (П.29) ... скажу свое мнение и потом всегда говорю: “Впрочем, усматривай сам или сама”... А как я могу советовать правильно, когда сам иду ощупью? (П.67) По Божией милости, что было у меня на сердце, то и написал, и прими это не как закон или повеление, а как совет. Сама усматривай и сообразуйся с условием вашей жизни. (П.88) Некий старец сказал: “Если душа имеет только слово, а не имеет дела, то уподобляется дереву, имеющему цветы, но не плоды”.Чудный ты старец, как хорошо объяснил в кратких словах духовную жизнь. Ибо цветы прельщают только глаза – отошел от них и забыл цветы, а плод от древа насыщает человека и дает силы для поддержания жизни. Так и говорящие, которые “говорят от дел”: глаголы их ложатся на сердце, точно пластырь на раны. А если говорящий от обучения, то чувствуется, что словеса их рассудочные. Ибо вода и уксус имеют цвет один, но гортань различает брашно. (П.97) игумен Никон : .. не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? – Потому, что вижу не только себя неспособным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел ни одного способного к этому, также не видел ни одного “чада”, способного к послушанию и к жизни под руководством духовного “отца”. Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей. (П.145) Относительно опытных в духовном делании людей можно сказать мнение Игнатия Брянчанинова и многих других, что их в настоящее время едва ли можно найти. Хорошо, если найдутся единомысленные. Нужно искать поддержки в книгах, главным образом. Если же найдутся единомысленные и более опытные, хотя бы в силу возраста, то их советом нужно воспользоваться, и то, с рассуждением и проверкой. (П.151) Люди должны только облегчить послушание Евангелию, а не требовать послушания себе. К послушанию “во всем” теперь никто не способен. Покаяние все заменит. (П.63) [Вопрос: к кому обращаться после смерти духовника] Я полагаю, что к любому духовнику. Исповедоваться по книжке, не говоря ничего в подробностях, и все. А духовного руководства нечего теперь искать от людей. От них получишь больше вреда, чем пользы.... Надо читать книги духовные, не оправдывать себя в грехах, по силе бороться с ними, каяться, не осуждать никого, быть милостивым ко всем, сохранять мир со всеми и чаще взывать: “Боже, милостив буди ко мне грешной”. Вот и вся наука. (П.115) ... того руководства, в котором и Вы, и я нуждаемся – едва ли можно теперь где-либо найти. Я за всю жизнь не нашел и руководствуюсь только книгами... (П.153) О правилах апостолов и Соборов не буду тебе писать. Прочти сам. О применении их буквально в настоящее время не может быть и речи. (П.210) Руководителем теперь является Сам Господь, да отчасти книги, кто имеет их и может понимать. Как же руководит Господь? Попускает гонения, оскорбления, болезни, длительную старость с тяготой и немощами. (П.265) Послушание в наши дни... Всем будь послушен во всяком добром деле, только не следуй за любостяжательными, или сребролюбцами, или миролюбцами, да не явится послушание твое делом диавольским. (Преп.Исаак Сирин. Слово 9) игумен Никон : ... никакой нужды нет, чтобы, если тебе давал кто послушание, обязательно принимать предложение; это дело зависит от сил, способностей, от намерения служить Богу в этой должности. Поэтому сама учти все и решай – лишь было бы во славу Божию, а не из плотских расчетов, например, выгоды, тщеславия. Это будет служением диаволу, а не Богу. (П.115) В учителя не лезьте... Что художник, который живописует на стенах воду и не может тою водою утолить свой жажды... то же и слово, неоправданное деятельностью (Преп.Исаак Сирин. Слово 1).   схиигумен Иоанн :