Носители духа Святителя Игнатия

И это будет до тех пор, пока не смиримся и не восплачемся пред Господом от всего сердца, и пока не стяжаем мира душевного, ибо сказано в мире (душевном) место Божие. Где немирствие – там враг и тьма, и тягота душевная, и прочие начатки ада. (П.53) Если воздержишься от гнева и сохранишь мир, то и молитва будет хорошая, а если будешь в расстройстве и немирствии, то и молиться не сможешь. ((П.53) Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивают помыслы. Если помыслы сильно рассеиваются, значит что-то неладно в душе, значит враг получил доступ к душе нашей и надо каяться пред Богом, и умолять о прощении и помощи. Надо поискать причины этого. Иногда это бывает (если гнева нет) от излишней суетливости, привязанности к миру, от длинных мирских разговоров, от осуждения ближних. Хорошая, внимательная, от сердца исходящая молитва есть путь к царствию Божию, которое внутрь нас есть. Если нет такой молитвы – значит мы чем-то прогневали Господа. (П.53) Даже если впадешь в грех, то и при совершении греха надо вопиять ко Господу и, не стыдясь, повергать себя мысленно пред Богом, говоря: “Господи, вот видишь, что я творю, помилуй меня, помоги мне, освободи от власти диавола”... (П.85) Ищут высоких состояний в молитве, а это есть прелесть. Мы так испорчены, грешны, такой неоплатный долг имеем пред Богом, что если бы и всю жизнь неумолкаемо взывали: “Боже, милостив буди мне, грешному!” – так и тогда не могли бы считать себя освобожденными от долга. (П.77) Господь не принимает молитвы от человека враждующего с ближними или имеющего злопомнение, и отсылает прежде примириться. (П.96) Со всем усердием проси у Господа величайшего и нужнейшего из всех даров – видеть грехи свои и плакать о них. Имеющий этот дар имеет все. (П.108) Если сердце не слушается, то прости всем мысленно, если можно, понудь себя просить у всех прощения. А перед Господом открывай свое сердце, говори: “Господи, Ты повелел всем прощать и Сам молился за распинателей, и я прощаю всем, а сердце не слушает меня. Господи, изгони из моего сердца всякую вражду, всякую неприязнь, всякое осуждение. Будь милостив ко мне, исцели больную грехами душу мою, не допусти меня до погибели, не лиши меня небесного Твоего царствия”. (П.110) Те молитвы святы, которые исходят из благоговейного сокрушенного и смиренного сердца, а фарисейские (гордые и тщеславные) молитвы не только не святы, но мерзость пред Богом. (П.135) Не надо ни в коем случае искать каких-либо состояний благодатных во время молитвы. По решительному требованию еп. Игнатия Брянчанинова молитва должна быть только молитвой покаяния. Научил этому Сам Господь Иисус Христос в притче о мытаре и фарисее. Для нас, грешных, достаточно молитвы мытаря. Учитесь у него молиться. (П.175) Понуждайте себя чаще вспоминать Господа. Ведь кого любят, тот всегда в памяти любящего. (П.175) Чаще делайте по одному поклону дома, от всего сердца вопия: Боже, милостив буди мне, грешной. (П.175) Читайте о молитве Игнатия Брянчанинова. Особенно много во втором томе, а также и в первом. (П.176) Мысль, что рассеянная молитва – “молитва его да будет в грех” – есть от дьявола. Всячески он старается отвлечь от молитвы, зная какое благо получает человек от нее. Усматривайте козни вражии и на слушайтесь его. (П.176)