Игнатий (Брянчанинов), свт. - Аскетические опыты. Том II - Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу

[83] Прп. Марк Подвижник, Слово о Крещении; Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, главы 1-6. // Добротолюбие, ч. 2.

[84] Ioanni Chrisotomi in Epistola 11 ad Cor. Homila VII, cap. 5.

[85] Деян. 8, 39.

[86] Деян. 10, 44-46.

[87] Скобель - плотничный инструмент, которым скоблят дерево.

[88] Церковная История Флери, книга 8, гл. 49. Подобная этой повести помещена в Четьих-Минеях, сентября в 15 день. Комедиант Порфирий, погрузясь в воду для насмешки над крещением, был претворен святым Таинством в христианина. Это произошло перед взорами императора Юлиана Отступника. Порфирий исповедал Христа, обличил царя в нечестии, за что был жестоко мучен и потом казнен.

[89] Св. Григорий Бог Св. Григорий Богослов, Слово 18. // Творения Св. Отцов.

[90] Св. Григорий Бог Св. Григорий Богослов, Слово 40-е. // Творения Св. Отцов.

[91] Четьи Минеи, 1 января.

[92] Ин. 7, 38.

[93] Пс. 50, 20, 21.

[94] Слово 4 о послушании.

[95] Мф. 3, 2.

[96] Мф. 3, 11.

[97] Мф. 4, 17.

[98] Мк. 1, 15.

[99] Мф. 10, 7.

[100] Деян. 20, 21.

[101] Деян. 2, 37, 38.

[102] См. сочинения св. Григория Богослова, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Златоуста и других.

[103] Мф. 25, 30.

[104] "Закон свободы, - сказал преподобный Марк, - разумением истинным чтется; деланием же заповедей (евангельских) разумеется", глава 32, О Законе Духовном.

[105] Еф. 4, 13.

[106] 3аключение слова о Крещении.

[107] Песнь Песней 1, 5, 7.

[108] Слово 21.

[109] Слово 7.

[110] Пс. 50, 18, 19.

[111] Слово 5. Советы ума душе.

[112] Слово 1.

[113] Слово к иноку Николаю.

[114] Пс. 118.

[115] Евр. 12, 6.

[116] Пс. 39, 2.

[117] В славянском последнее предложение читается так: якоже предприятию обрестися таковой памяти (гл. 152). Предприятием называют деятельные Отцы приятие (обновление) в мысли и ощущении греха, совершенного некогда на самом деле. Предприятия более или менее продолжительно мучат кающегося подвижника по оставлении им греховных дел. Это ясно можно видеть из житий прп. Моисея Мурина, прп. Марии Египетской и других.