Иоанн (Алексеев), схиигум. - Письма Валаамского старца

О здравии можно поминать и лютеранам на проскомидии, в надежде, что благодать Божия приведет его в православие. А о упокоении нельзя поминать, ибо он умер во вражде с православием, а о загробной жизни, не нам судить, суды Божии нам грешным не постижимы.

42.

9.8.1949 г.

Письмо твое и деньги 100 - я получил. Деньги передал в монастырь, а письмо посылаю Х. А тебе раба Божия не советую очень тужить о своей крестнице и считать ее уже погибшей. Господь Иисус Христос снишел с неба на землю и принял нашу плоть человеческую не ради праведных, а ради грешных. Фарисеи почивали на законах, но не жили сами по закону, и не могли понять Иисуса Христа истинным Богом, преследовали и осуждали Господа - говорили: "Друг грешникам, ибо пьет и ест с мытарями", осудили грешницу и привели к нему; но Господь оправдал ее ( Ев. от Иоанна 8, 3-11 ).

Знай, что мы не мудрее Соломона и не кротче пророка Давида, и не ревностнее апостола Петра. Смотри в Библии 3-ью книгу Царств 11-ая глава; еще 2-я книга Царств глава 11-ая, Еванг. От Матф. 26, 45. Вот Господь по Своему милосердию милует и прощает грешных, и ты сама грешная, хочешь ругать свою крестницу; ей и так тяжело, а ты еще хочешь прибавить тяжести. Святые отцы очень милостиво обращались с грешниками, они говорили: "если увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай их".

Много примеров и советов мог бы привести из Святого Писания и от святых отцов, но думаю довольно и этого, что написал. Вспомни сама свои молодые годы, как тогда трудно было воздерживаться от подобных естественных грехов. А теперь стала старушка и забыла прежние годы, и строго осуждаешь молодых. Молись за нее, обращайся как можно с ней ласково, с таким обращением не погрешишь. Я посылаю ей 500 мар., Потрудись передать ей. Призываю на вас Божие благословение, с любовью во Христе.

43.

13.8.1949 г.

По Божией милости, я здоров; а ты стала болеть головой, что делать, приходится подчиниться воле Божией: все наши болезни случаются с нами не без Божией же воли.

Вот какой твой Х. малодушный оказался, а из военных, военные ведь должны быть мужественнее! Да, без веры в Бога мужества не может быть, ибо человек сотворенпо образу и по подобию Божию. Хоть атеисты и мужественные есть, но их мужество ненормальное, болезненное, от отчаяния, от гордости и от тщеславия. Вразуми их Господи.

Будь здрава и хранима Богом. В молитве не унывай, хоть и рассеянная, все же принуждай себя.

44.

18.9.1949 г.

... О кипении в сердце, рассмотри причину внимательно. Ты себя называешь худой и никуда негодной, наверно, такая и есть; но последи за собой, когда кто повторит твои слова, что тогда почувствуешь?

Ты испытывала страх после смерти умершей Х.; это было от ее нерасположения к тебе. Св. Церковь верует: души умерших, трое суток ходят по всем местам, где она жила, и когда она приходила к тебе, вот ты и испытывала страх. Ты пугаешься, какая кончина постигнет тебя; конечно, страшновато умирать, боязнь смерти свойственна всем человекам, пишет Лествичник (слово 6 "О памяти смерти" 3 глава), а отчаяние и уныние уже от врага, не слушай его внушения, прочти в Отечнике в конце 126 главы изречения старцев, которых имена не дошли до нас.

Православные богословы решительно сказали о спиритизме: "бесовское явление". Св. апостол Павел сказал: "Сам сатана принимает вид ангела света (Кор. 2, 14). О бесовских явлениях в виде ангелов прочти в тех же изречениях св. Старцев гл. 134, 135, 136, 110, 158. Как же можно верить, что является Х.? Это явная прелесть бесовская. Если сатана является в виде Cпасителя, Ангелов и Святых, значит может явиться и в другом виде, только сатана никак не может представить креста, прочти у св. Варсанофия 413 ответ.

Храни тебя Господь, духовное мое чадо.

45.

2.2.1950 г.

"Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго".

Доброго здравия, боголюбивейшая раба Божия!

Ты все еще не научилась вести брань со врагом рода человеческого. Приступил к тебе со своими хитрыми кознями, и ты, чуть ли не в отчаяние падаешь. Успокойся и не смущайся; это враг наносит тебе воспоминания о прежних погрешностях; их не надо принимать, просто не обращай внимания, вот, что пишет пр. Марк подвижник: "Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежного. Ибо, если они приносят с собой печаль, то удаляют от надежды, а представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну". А пр. Авва Дорофей сказал: "если страсть тревожит нас, то мы не должны этим смущаться; ибо смущаться дело неразумия и гордости".