Герман (Дворцов), иером. - Подлинная история Общества свидетелей Иеговы

В 1877 году Ч. Рассел и Н. Барбоуэр совместно работали над книгой “Три мира или План спасения”.

“Эта книга провозглашала их веру в то, что присутствие Христа в мире невидимо началось осенью 1874 года и с этого времени начался сорокалетний “период жатвы”. Тогда же удивительно точно они установили 1914 год как конец времени язычников” (“Qualified to be Ministers WТВ&ТS. 1955,—Р. 300. Цит. по 16, 255).

После публикации книги Ч. Т. Рассел созвал общее собрание своих последователей, на котором в развернутом виде представил “библейские доказательства” невидимого присутствия Христа с 1874 года. Но его ожидал конфуз: большинство участников собрания признали эти доказательства “негодными и недостоверными” (15, 41). Тем не менее, Рассел остался при своем мнении и даже решил ограничить свою деловую активность, чтобы иметь больше времени для пропаганды новых идей.

Сотрудничество Рассела и Барбоуэра оказалось кратковременным. Из за вопроса об искупительной жертве Христа между ними начались разногласия, окончившиеся ссорой и разрывом отношений.

С 1879 года Ч. Т. Рассел начинает самостоятельно издавать журнал “Сионская Сторожевая Башня и Вестник Присутствия Христа” (“Zion’s Watch Tower and Herald of Christ’s Presence”) [9]. В том же году он женится на Мэри Ф. Исклей, которая разделяла взгляды Чарлза и активно ему помогала. Она вела рубрику писем в “Сионской Сторожевой Башне” и неоднократно публиковала статьи в русле доктрины своего мужа.

В конце 70-х — начале 80-х годов Ч. Т. Рассел вел активную пропагандистскую кампанию по распространению своих идеи. В Пенсильвании и соседних штатах создаются кружки последователей “пастора” Рассела. Естественно, каждый новый “исследователь Библии” становился в первую очередь исследователем и подписчиком издаваемого Расселом журнала.

В 1881 году в Питсбурге была зарегистрирована не корпоративная организация — “Общество Сионской Сторожевой Башни и Трактатов Пенсильвании”, а 13 декабря 1884 года она была зарегистрирована как корпорация. Последнюю дату можно считать официальной датой рождения Общества. В 1896 году его название было несколько изменено: Корпорация стала называться “Обществом Сторожевой Башни, Библии и Трактатов Пенсильвании” (16, 225). Неизменным его президентом до самой своей смерти был Чарлз Тейз Рассел.

В 1881 году Ч. Т. Рассел пишет книги “Храм души”, “Лучшие жертвы”, “Пища для мыслящих христиан”. Поскольку многие представления автора постоянно менялись, в одних его книгах можно было встретить утверждения, противоречащие “истинам” из других его книг. Сам “пастор” позже открыто запрещал своим последователям читать его ранние произведения (15,42).

В 1886 году Ч. Т. Расселом была опубликована первая книга из серии “Тысячелетняя Заря”, позже переименованная в “Исследования Писаний” (16, 225). В 1889, 1891, 1897, 1899, 1904 годах вышли остальные тома серии, а в 1917 году посмертно был издан седьмой том “Исследований” (15, 43). Эти книги послужили основой для формирования вероучения Свидетелей Иеговы.

Сам Ч. Т. Рассел оценивал свои творения очень высоко, ставя их в какой-то степени на более высокую ступень, чем саму Библию. Он писал:

“Постольку шесть томов “Исследования Священного Писания” практически являются Библией, тематически организованной, с системой библейских доказательств, то мы не вправе называть эти тома “Библия в упорядоченной форме”, ибо это не комментарии, а практически собственно Библия. Более того, мы не только видим людей, которые не понимают божественный план, изучая саму Библию, но также мы видим, что если кто-то откладывает в сторону “Исследования Священного Писания”, даже после того, как использовал его, как познакомился с ним, читал его в течение 10 лет, — и вот если после всего этого он откладывает “Исследования” с их ссылками и комментариями, и забывает о них, и возвращается к одной лишь Библии, то хоть он и понимал Библию в течение 10 лет, но наш опыт показывает, что через два года он попадет в темноту. С другой стороны, если он в основном читал “Исследования” с их ссылками и комментариями и не прочел ни страницы из самой Библии, то по истечении 2-х лет он будет находиться в свете, ибо с ним будет свет Священного Писания” (СБ 15.09.1910. — С. 289. Цит. по 13, 72).

Приведем некоторые выводы, к которым пришел Рассел в результате “тщательного исследования Библии”.

“...Второе пришествие Мессии состоялось точно в октябре 1874 года... и с этого времени в полной гармонии с раскрывающимся планом Божьим проходит подготовительная кампания к битве великого дня, которая произойдет в 1914 году. В том же году окончатся времена язычников” (Russel Ch. Т. Wyklady Pisma Svietago. Vol. III.—P. 131, 133. Цит. по 12, 26).

“Время присутствия нашего Господа с 1874 по 1914 год, является временем жатвы, т. е. собирания его верных последователей, после чего наступает разрушение современных институтов, как приготовления к новому Царству... Земная часть Царства Божьего начнется в 1914 году и будет состоять в основном из воскресших святых Ветхого Завета, начиная от Иоанна Крестителя до Авеля: Авраам, Исаак, Иаков и все святые пророки... Они подготовили себя и оказались достойными быть земными министрами” (Russel Ch. Т. Wyklady Pisma Svietago. Vol. IV.—P. 90, 99. Цит. по 12, 27). Определяя дату “битвы последнего дня”, Рассел подчеркивал, что это не он, а “...Бог рассчитывает время точно, идеально точно,и потому этот вопрос не может явиться исключением в математической Божией точности” (Russel Ch. Т. Wyklady Pisma Svietaga Vol. III .— P. 131. Цит. по 12, 27). После приведенных выше свидетельств достаточно странными являются утверждения современных авторов “Сторожевой Башни” о том, что среди последователей Рассела “...были даже такие, которые пришли к выводу, что в 1914 году наступит конец времен народов” (СБ 1.05.1994. — С. 24). К такому выводу пришли не заблуждающиеся последователи “пастора” Рассела, а он сам внедрял эти идеи среди своих почитателей. Поэтому утверждения “Сторожевой Башни” от 1.05.1994 года можно расценить только как попытку переложить вину с больной головы на здоровую. В 1893 году в Чикаго состоялся первый национальный конгресс “Исследователей Библии” (как тогда назывались Свидетели Иеговы), на котором некоторые делегаты подвергли критике доктрины Рассела и методы, к которым он прибегал в руководстве организацией. В ответной пламенной речи “пастор” объявил выступивших против него лиц “агентами Сатаны” и добился их немедленного изгнания из Общества (15, 44). С 90-х годов началась работа “Общества Сторожевой Башни” за пределами Соединенных Штатов. Сам Рассел “...неоднократно ездил в Канаду, выступал с докладами в Панаме, на Ямайке и Кубе, совершил дюжину поездок в Европу и кругосветное проповедническое путешествие... В середине 1890-х годов в Европу был послан Адольф Вебер, который, живя в Швейцарии, проповедовал также во Франции, Италии, Германии н Бельгии. В страны Карибского моря поехал Э.Дж.Кауард. Роберт Халистер получил в 1912 году назначение на Восток” (СБ 1.05.1994. — С. 15). В целях расширения проповеднической деятельности в 1909 году “Исследователями Библии” образуется “Ассоциация народных проповедников Нью-Йорка”, являющаяся дочерней фирмой Пенсельванской корпорации. Штаб-квартира Ассоциации обосновывается и районе Нью-Йорка — Бруклине. С 1956 года онаназывается “Общество Сторожевой Башни, Библии и Трактатов, Нью-Йорк.Инкорпорейтед” (16, 226).