Герман (Дворцов), иером. - Подлинная история Общества свидетелей Иеговы

“Чтобы содействовать деятельности Исследователей Библии в странах Британского Содружества в 1911 году в Лондоне (Англия) было основано Международное Общество Исследователей Библии” (7, 9). Таким образом, сложилась система из трех корпораций, в которой, однако, “Общество Сторожевой Башни, Библии и Трактатов Пенсильвании” является главным. Это, прежде всего, выражается в финансовой зависимости от него Нью-Йоркского и Лондонского общества (16, 226). Исследователи Библии постоянно проводили пропагандистские кампании в средствах массовой информации. Проповеди Ч.Т. Рассела “...печатались на страницах порой 2000 газет одновременно, читателями которых были 15000000 человек” (СБ 1.05.1904. — С. 15). Но рекламная шумиха, направленная на привлечение внимания к “Обществу Сторожевой Башни”, больших дивидендов не принесла. “С 1870 но 1914 годы число Исследователей Библии было сравнительно небольшим. К 1914 году активное участие во всенародном проповедовании принимало лишь 5100 человек” (СБ 1.05.1994. — С. 15). Почему же огромные финансовые затраты Рассела и его сподвижников не оправдали себя? Почему вместо сотен тысяч последователей их было всего лишь чуть больше пяти тысяч? Почему ни проповеднические путешествия, ни миллионные тиражи публикаций не дали ожидаемого результата? Одной из важнейших причин этого было то, что сам Ч.Т. Рассел и возглавляемая им организация оказались замешаны в серии громких скандалов, показавших моральную нечистоплотность руководителя “Исследователей Библии” и несостоятельность его утверждений. Пожалуй, один из серьезнейших ударов по репутации Рассела был нанесен его супругой — Мэри. Верная последовательница идей мужа, она в 1897 году порвала с ним отношения, поскольку он начал изменять ей с другими “Исследовательницами Библии”. Но чтобы не препятствовать миссионерской работе Чарльза, Мэри не стала выносить семейный конфликт на публичное обозрение. Ч. Рассел, со своей стороны, обещал ей пожизненное материальное обеспечение. Официальной процедуры развода не было, хотя разъезд супругов вызвал толки в местной печати. С 1903 года Ч. Рассел перестал выполнять свои финансовые обязанности перед женой и через три года она была вынуждена возбудить дело о разводе, чтобы получить причитающуюся ей долю имущества. Потеряв остатки уважения к бывшему мужу, Мэри указала в исковом заявлении, что требует развода по причине неверности супруга. Для президента “Общества Сторожевой Башни”, быть может, не так страшен был развод, как его мотивировка. Ч. Рассела “спасала” команда из четырех адвокатов во главе с его будущим преемником — Дж. Ф. Рутерфордом. Несмотря на ее уловки, апелляции (дело рассматривалось в судах нескольких инстанций), Рассел был признан неверным своей супруге, которая и получила на этом основании развод. И дело здесь не в слабой подготовке адвокатов Рассела, а в том, что его жена располагала документальными материалами, подтверждающими “роман” Чарльза со своими последовательницами. Этот судебный процесс сильно повредил авторитету Рассела и вызвал значительный отток членов из “Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов” (15,45: 16, 227). Хотя отношения “пастора” Рассела с женщинами и были охарактеризованы следившими за судебным процессом журналистами как “сексуальная распущенность” (Сооk Сh. С. Аll About One Rassel. Philadelphia, п. d. — Р. 5. Цит. по 15, 45), еще большую бурю общественного негодования вызвал способ, каким Рассел поделил имущество со своей женой. Понимая неизбежность развода, Ч. Рассел по совету своих адвокатов “пожертвовал” значительную часть своих средств, полученных в результате продажи сети магазинов готовой одежды, возглавляемому им же обществу. Когда суд вынес вердикт о разделе имущества, делить уже было нечего — Мэри получила крохи. Рассел, хотя и получил моральный удар, все же сохранил свои средства в неприкосновенности. Это, видимо, было для него важнее нравствнных и юридических обязанностей перед бывшей женой (15, 45). В 1903 году Ч. Т. Рассел принял участие в публичных дебатах с Е.Л. Итоном — методистским пресвитером. После шести диспутов каждая сторона объявила о своей победе. Вторая серия диспутов, на этот раз с представителем секты “Учеников Христа” Л. С. Уайтом, имевшая место в 1908 году. окончилась тем же. “Общество Сторожевой Башни” рекламировало победу Рассела, а “Ученики Христа” резонно этим возмущались, поскольку их оппонент на ряд дискуссий просто не явился (15, 44 - 45). Скандальная известность Ч. Т. Рассела усугубилась после дела о “Чудо-Пшенице”, имевшем место в 1913 году. С целью пополнения кассы Общества, Ч. Т. Рассел рекламировал со страниц своего журнала “Чудо-Пшеницу”, урожайность которой, благодаря особому благословению Бога, якобы в пять раз выше, чем у обычной. Естественно, что и цена семян этой пшеницы тоже была значительно выше. Доверчивые фермеры, попав на удочку “пастора”, раскупили все семена, но урожай собрали самый обыкновенный. Газета “Бруклин Дейли Игл” опубликовала но этому поводу статью с карикатурой Ч. Рассела, который подал за это на газету в суд, требуя компенсацию за моральный ущерб в размере 100.000 долларов. Адвокаты газеты использовали в качестве свидетелей защиты пострадавших фермеров. В ходе судебного процесса все факты по делу о “Чудо-Пшенице” подтвердились. Иск Рассела был отклонен, а сам он был вынужден уплатить крупный штраф за мошенничество и вернуть пострадавшим фермерам обманом полученные деньги. Позже “Бруклин Дейли Игл” поместила цикл статей, которые касались сомнительной финансовой деятельности “Общества Сторожевой Башни”, но Ч. Рассел в суд на газету уже не подавал. Видимо, информация была достоверной (15, 45). В июне 1912 года пастор баптистской общины г. Гамильтон, штат Онтарио, Канада—Дж. Росс, опубликовал брошюру “Факты и еще факты о самозванном “пасторе” Ч. Т. Расселе” (Ross J. J. Some Facts and More Facts About Self - Styled “Pastor” Ch. T. Russel”. Philadelphia. n. d.), в которой обобщил материалы о его деятельности. Особо в этой брошюре рассматривался вопрос о компетентности Рассела, как переводчика и комментатора Священного Писания. Дело в том, что главный “Исследователь Библии” обосновывал свои доктрины тем, что он прекрасно знаком с греческим и древнееврейским языком, благодаря чему может глубже и яснее понимать смысл библейских книг. Чтобы не уронить своего достоинства в глазах последователен, Рассел опять подает в суд. Дело рассматривалось в Верховном Суде штата Онтарио в марте 1913 года. Защитник Дж. Росса — адвокат Стаутон, спросил Ч. Рассела, знает ли он греческий язык (а надо отметить, что показания давались после принесения присяги на Библии). Рассел ответил утвердительно. Тогда адвокат достал Новый Завет на греческом языке и предложил Расселу вслух прочитать оттуда какой-либо текст. Рассел смутился. В итоге оказалось, что “знаток древних рукописей” не знал даже букв греческого алфавита. На этом же судебном заседании было решено выяснить, на каком основании Ч. Т. Рассел именует себя “пастором”. Адвокат Стаутон очень конкретно сформулировал вопрос: “Когда Вы были посвящены в сан епископом, священником, пресвитером, церковным собором или кем-нибудь из людей?” Рассел, строго предупрежденный об ответственности за дачу ложных показаний после эксперимента с греческим языком, очень долго молчал и затем ответил: “Никогда” (15, 48; 16, 227—228). Наступал ожидаемый “Исследователями Библии” 1914 год. Ч. Т. Рассел выпустил кинофильм “Фотодрама творения” с синхронной записью текста на пластиках. Хотя фильм в рекламе назывался “вневероисповедным”, он тонко пропагандировал учение Рассела. Тогда же отдельной книгой был издан сценарий фильма. Согласно вычислениям Ч. Т. Рассела вот-вот должна была состояться “брань в оный великий день Бога Вседержителя” (Отк. 16:14), финал которой в октябре 1914 года будет представлять собой “...полное свержение современного земного руководства” (Russel Ch. T. Studies in the Scriptures. Vol. ll 1891—Р. 101. Цит. по 13. 73) и установление тысячелетнего Царства Божьего на земле. В августе 1914 года в Европе началась 1 Мировая война. Число последователей Рассела несколько увеличилось, но когда обещанные сроки прошли и стало ясно, что пророчество не сбылось начался отток членов из “Общества Сторожевой Башни” люди на деле убедились, что Рассел — один из лжепророков (Втор. 18:22; Мф. 24:24), Организацию начало лихорадить. Уже в “Сторожевой Башне” от 1 ноября 1914 года Рассел писал: помнить, что для нас — это время испытания... Если какая-то причина приведет к отказу от Господа и Его Истины, и к тому, что человек перестанет жертвовать для дела Господня, тогда интерес к Господу был вызван в сердце не просто любовью к Богу, но и чем-то еще; вероятно, надеждой, что время коротко; посвящение делалось только на определенное время” (Цит. по СБ 1.05.1994 — С. 24-25). Забота Рассела о пожертвованиях понятна. С начавшимся отходом последователей, финансовые дела “Общества Сторожевой Башни” значительно пошатнулись. Проходит 1915 год. Война в Европе постепенно становится окопной. Рассел мечется по Америке, чтобы приостановить развал созданной им организации. Он убеждает, что до конца мира осталось всего несколько лет и даже говорит в проповедях о 1918 годе, как дате светопреставления. Чарлз Тейз Рассел этой даты не дождался. Он умер 31 октября 1916 года, возвращаясь из Лос-Анджелеса в Нью-Йоркскую штаб-квартиру Общества. Сопровождавший Рассела в поездке Мента Стурген позвал проводников вагона “увидеть смерть великого человека”. Войдя в купе, они увидели тело Рассела, облаченное в подобие тоги из простынь. По их словам “лицо его было темнее ночи” (15, 50). Как оценивают деятельность Ч. Т. Рассела его современные последователи? Очень высоко. Они пишут: “...не может быть сомнений в том, что стараниями брата Рассела и его сотрудников управлял святой дух Иеговы” (СБ 15.05.1995.— С. 17). Если жизнь Ч. Т. Рассела определялась духом Иеговы, то, наверное, за этим именем действительно скрывался какой-то Дух. Но отнюдь не Святой. После смерти Ч. Т. Рассела президентом основанного им общества стал Джозеф Франклин Рутерфорд. Он родился 8 ноября 1869 года в графстве Морган, штат Миссури, США, в семье баптистов. Его родители желали, чтобы их сын был юристом и Джозеф одно время оправдывал их надежды. Он окончил юридический колледж, а затем еще два года проходил практическое обучение в суде. В 1889 году Дж. Рутерфорд получил должность судебного секретаря, а через два года был допущен к адвокатуре (15, 53). 1894 год в жизни Дж. Рутерфорда был отмечен встречей с активистами “Общества Сторожевой Башни”. После приобретения у них трех томов “Исследований Писаний” он заинтересовался учением Рассела и совместно с женой [10] начал изучать новые теологические доктрины. С 1906 года Рутерфорд полностью отдает себя Обществу Сторожевой Башни”. Он становится юридическим советником Общества, выступает с публичными проповедями и руководит защитой Рассела на многочисленных судебных процессах. Рутерфорд становится одним из ближайших помощников и доверенных лиц президента “Общества Сторожевой Башни”. Узнав о смерти Рассела, он организует его похороны и в январе 1917 года избирается президентом. После смерти Ч. Т. Рассела среди Исследователей Библии начался период разброда н шатаний. В 1917 году под редакцией Дж. Ф. Рутерфорда издается 7-й посмертный том “Исследования Писаний”, озаглавленный “Завершение Тайны”. Многие положения этой книги вызнали разногласия в штаб-квартире Общества. “...эта книга послужила проверкой на преданность Исследователей Библии видимому каналу (Рутерфорду?— Г.Д.), которым пользовался Иегова” (СБ 15.05.1995.— С. 21). К тому же Рутерфорд объявил, что ожидавшаяся в 1914 году “битва великого дня” уже произошла, но на небе, а Сатана и его ангелы в том же году якобы были низринуты на землю [11]. 1918 год был объявлен как год светопреставления (14, 41). Обеспокоенные такой позицией Рутерфорда, некоторые члены правления Общества предложили ограничить полномочия президента и расширить права правления. Разъяренный Рутерфорд начал чистку высшего состава организации. Четыре директора Общества были смещены со своих постов н изгнаны из рядов Исследователей Библии. Впоследствии ими были основаны секты “Миссионерское движение мирян” и “Ассоциация начавших изучать Библию”, в состав которых сразу же вошло около 4000 Исследователей Библии, недовольных политикой нового президента. Члены этих сект считали себя единственными верными последователями Рассела и обвиняли Рутерфорда в искажении учения покойного пастора (14,39). В мае 1918 года против “Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов” было возбуждено уголовное дело. Публикации Общества, в которых провозглашалось скорое уничтожение мировых правительств, были восприняты правоохранительными органами США и Канады как призыв к изменению существующего государственного строя. Штаб-квартира Исследователей Библии была опечатана, а восемь членов правления во главе с Дж. Рутерфордом — арестованы. Через девять месяцев — в марте 1919 года, они были выпущены на свободу, а в 1920 году все предъявленные обвинения были официально сняты (15, 55). Шок, вызванный явной несправедливостью властей к Обществу Сторожевой Башни, привел к тому, что Дж. Рутерфорд начал рассматривать арест и освобождение членов правления как проявление войны между Иеговой и Сатаной. 1918 год в представлениях Свидетелей Иеговы приобрел эсхатологическое звучание и считается годом, когда Иегова пришел в “...великий духовный храм... для суда” (СБ 1.12.1992. - С. 13)

Тогда же Рутерфорд начал разрабатывать концепцию жестко структурированной “теократической организации”. Он начал постепенно изгонять из Общества неугодных ему руководителей. Тюремное заключение сплотило членов правления в тесную группу. “Однако, даже эта группа нуждалась в очищении. Некоторые из тех, кто присоединился к этим людям, оказались врагами веры и от них необходимо было освободиться” (СБ 1.12.1992.—С. 14). Вообще же борьба Рутерфорда с “врагами веры” среди руководства Общества продолжалась почти до самой его смерти. Поскольку некоторые оппоненты Рутерфорда участвовали в издании журнала “Сторожевая Башня”, президент распустил его редакционный комитет и поставил журнал под свой личный контроль. Тогда же, в 1919 году, он начал выпуск второго журнала Общества — “Золотой Век” (сейчас - “Пробудитесь!”) (14, 39). Что же касается пророчеств о близком Армагеддоне [12], ставших неотъемлемой частью учения Исследователей Библии, они не заставили себя долго ждать. После выхода из тюрьмы в изданных комментариях на “Исследования Писаний” Рассела Дж. Рутерфорд заявил: “Плотские отступники от христианства будут абсолютно отброшены. Никто из них не уцелеет в разрушающей мир всеобъемлющей анархии осенью 1920 года” (Цит. по 13, 73). По истечении этой даты внимание было обращено на 1921 год (14, 41). Но наибольший размах получила пропагандистская кампания Общества Сторожевой Башни, связанная с 1925 годом. “С 1918 года во многих местах читался доклад на тему “Миллионы теперь живущих никогда не умрут!” (7, 10). Сам Рутерфорд зачитал этот доклад (видимо, откорректированный) на национальном съезде в г. Сидар-Пойнт, штат Огайо, в 1922 году. В ходе доклада он “...ярко показал, что в 1914 году, в конце времен народов, “Царь славы” принял на себя великую власть и начал править” (СБ 1.05.1991. — С. 17). Эта идея широко распространяется Свидетелями Иеговы до сих пор. Но они почему-то не любят вспоминать о том, что Ч. Т. Рассел относил “невидимое пришествие Христа” к 1874 году. Еще более короткой их память оказывается в отношении “откровения” Рутерфорда в этом же докладе. Он утверждал: “Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, а земная фаза Царства Мессии придет в 1925 году... Мы несомненно можем ожидать, что 1925 год будет отмечен возвращением Авраама, Исаака, Иакова и других преданных Богу пророков старого времени. Согласно обещанию Бога они будут воскрешены из мертвых” (Millions Now Living Will Never Die, Brooklyn. WWTB&TS. 1920. - 89. Цит. по 10, 66), Эти откровения Рутерфорда были приняты с восторгом. Началась активная пропагандистская кампания, которая привела к очень быстрому росту рядов Исследователей Библии. Только за 1925 год он составил 43% (14,41). Исследователи Библии представляли Армагеддон некой “социальной революцией” (СБ 15.05.1995. — С. 18), сопровождающейся сверхъестественными событиями. Но ни пришествия Христа, ни воскрешения ветхозаветных пророков и всех умерших, ни “социальной революции”, в ходе которой последователи Рассела и Рутерфорда должны были стать членами Божьего Царства, в 1925 году не произошло. Поэтому уже в 1926 году более 50% членов Общества Сторожевой Башни порвали отношения с этой организацией (14, 41). Нужна была новая идея, способная отвлечь внимание рядовых членов Общества от постыдного провала, и эта идея быстро нашлась. Почти 50 лет своей истории Исследователи Библии не придавали особого значения одному из имен Бога (кстати, искаженному) — Иегова. Основная их деятельность определялась как “возвещение Царя и Его Царства” (СБ 1.05.1994. —С. 26) и была связана с именем Иисуса Христа. С 1926 года главной задачей членов Общества Сторожевой Башни “стало возвещать имя Бога Иеговы”. “Начиная с 1927 года старейшины, которые не признавали эту библейскую обязанность были смещены” (СБ 1.05.1994 – С. 26). Одновременно проводились мероприятия, поддерживающие веру рядовых верующих в то, что конец мира совсем близок. В 1930 году в курортном городе Сан-Диего, штат Калифорния, на берегу Тихого океана строится роскошная вилла. названная “Домом князей”. В ней, по заверениям Рутерфорда, будут поселены библейские пророки после своего воскресения. Но чтобы вилла не пустовала в ожидании воскреснувших праведников, в ней поселился сам Рутерфорд. Теплую часть года проводил в Нью-Йорке, а холодную — в Сан-Диего. В 1948 году эта вилла, ставшая символом несбывшихся пророчеств, втихомолку была продана (12,32). Выступая 13 января 1935 года по радио (речь транслировалась по всему миру 103 радиостанциями) Рутерфорд сообщил, что до “битвы великого дня” осталось всего несколько месяцев и призвал всех людей, желающих спасти свои жизни, стать членами возглавляемой ими организации (10, 68). В 1938 году в брошюре “Посмотри фактам в глаза и познай единственную дорогу спасения” Рутерфорд советовал своим юным последователям не вступать в брак до ожидаемого вскоре светопреставления, а соединить свои руки уже в грядущем Царстве Христа. Он писал: “Было ли бы это согласовано со Священным Писанием, если бы Свидетели Иеговы вступали в брак сейчас и начали рождать детей? Нет! — находим ответ в Священном Писании... Библия подтверждает, что наполнение земли людьми должно произойти не перед, а после Армагеддона... Лучше было бы Свидетелям Иеговы подождать пару лет, пока пройдет огненная буря Армагеддона. Было бы очень приятно после нее вступать в брак” (Цит. по 12, 38). С конца 20-х годов в Обществе Сторожевой Башни начали происходить организационные изменения. Дж. Рутерфорд, устранив из руководства возглавляемого им общества своих оппонентов, начал осуществлять построение теократической организации. В конце 20-х годов “...были назначены разъездные представители Общества, пилигримы, чтобы осуществлять региональное служебное руководство” (СБ 1.05.1994. — С. 26). Этим Дж. Рутерфорд усилил контроль центра за местными отделениями Общества. На проходившем в 1931 году конгрессе в г. Колумбус, штат Огайо, “Исследователи Библии” изменили свое название и стали именоваться “Свидетелями Иеговы” (СБ 1995. — С. 22). Чтобы как можно больше отличаться от “ложной религии” (так Свидетели Иеговы называют христианство), в конце 20-х годов они отказались от празднования Рождества Христова, а вскоре — и от празднования дней рождения вообще. В 1936 году — отказались от изображения креста, утверждая, что Христа распяли на столбе (!) (СБ 10.05.1995. — С. 19-20).

При построении “теократической организации” Рутерфорд явственно столкнулся с проблемой выборности старейшин местных собраний. Традиция избирать старейшин была достаточно почтенной — ее установил еще сам Ч. Т. Рассел. Но она противоречила “теократическим” идеям Дж. Рутерфорда и вот, в 1932 году президент Общества требует, чтобы все старейшины местных собраний назначались сверху. Среди Свидетелей Иеговы началась смута, достигшая самых верхов организации. Чтобы не допустить нового раскола, было принято компромиссное решение — выборные старейшины заменялись назначаемыми служебными комитетами, а служебный руководитель местного собрания — избирался. В течение нескольких последующих лет оппоненты Рутерфорда на местах были тихо отстранены от дел и с 1938 года руководители собраний стали назначаться (10, 10). Современные Свидетели Иеговы описывают эти события в очень лирических тонах: “...Свет, воссиявший в номерах “Сторожевой Башни” за 1 сентября и за 15 октября 1932 года показал, что для выборных старейшин не было библейского основания. Поэтому их заменили служебными комитетами, а служебного руководителя избирало Общество. Сияние света в “Сторожевой Башне” за 1 июня и за 15 июня 1938 года позволило увидеть, что служители в собрании должны не избираться, а назначаться, и притом, теократическим путем” (СП 15.05.1905. — С. 22). Идея Рутерфорда получила свое окончательное завершение в 1971 году, когда “...снова воссиял свет и стало ясно, что каждым собранием не должен руководить только один служитель собрания. Вместо этого в каждом собрании должна быть корпорация старейшин, или надзирателей, назначаемая Руководящей Корпорацией Свидетелей Иеговы” (СБ15.05.1995.—С.22). До 1935 года Свидетели Иеговы утверждали, что все они предназначены для жизни в Царстве Божьем, которое будет состоять из 144.000 “верных рабов” Иеговы. В состав 144.000 включались все последователи Рассела и Рутерфорда, а также библейские праведники. Но поскольку общее число Свидетелей Иеговы начиная с момента образования Общества Сторожевой Башни уже приближалось к 100.000. и продолжало постепенно расти, появилась необходимость согласовать доктрину и реальность. В 1935 году было обнародовано новое “откровение” о том, что 144.000 “верных рабов Иеговы” будут соцарствовать Христу на небе, а остальные Свидетели Иеговы образуют “великое множество других овец”, которым уготована вечная жизнь на земле под властью “небесного правительства”. Внешним признаком, выражающим принадлежность к числу 144.000 “помазанных духом, является вкушение хлеба и вина на Вечере воспоминания. Вспоминает М. Уиллис: “До этого времени я принимала от символов — пресного хлеба и красного вина на ежегодной Вечери воспоминания смерти Иисуса... Зачем, в 1935 году, нам объяснили, что собралось великое множество, имеющее надежду вечно жить на земле. Многие из нас с радостью поняли, что мы являемся частью этого великого множества и перестали принимать от символов” (СБ 1.05. 1994.—С. 28—29). За полтора месяца до начала конгресса Свидетелей Иеговы, открывшегося 31 мая 1935 года в Вашингтоне “...на праздновании Вечери Господней в собраниях Свидетелей Иеговы, 10681 человек из присутствовавших... не принимал символические хлеб и вино” (СБ 1.02.1995.—С. 14). Учитывая то, что в 1935 году проповедовали 56.153 “возвещателя” (СБ 1.02.1995.—С. 15), мы можем определить, что в то время “помазанными духом” признали себя 45.472 человека. Особое внимание Общество Сторожевой Башни уделяло борьбе с католиками и различными протестантскими сектами, которые в своей совокупности были объявлены “организацией Сатаны”. Шумные пропагандистские кампании Свидетелей Иеговы настраивали против них жителей многих населенных пунктов. Вспоминает Л. Томпсон: “В то время мы участвовали в информационных маршах по главным улицам города с перекинутыми через плечи плакатами, на которых были подписи, обличавшие ложную религию и провозглашавшие Царство Бога. Также мы использовали портативные граммофоны, чтобы прямо у порога проигрывать пластинки с основанными на Библии вестями. Мы проигрывали фонограммы речей Дж. Рутерфорда, президента Общества Сторожевой Башни, и некоторые из них я знал наизусть” (сб 1.03.1994. — С. 24-25).

А “проповедовавшие” в прибрежных районах США и Канады Свидетели Иеговы использовали столь мощную аппаратуру, что “Благодаря морской акустике доклады часто бывали слышны за километры” (СБ 1.10.1991. — С. 23). В городах “Сначала, чтобы привлечь внимание людей, мы ставили музыку, а затем — библейский доклад” (СБ 1.10. 1994. — С. 23). Не меньшее возмущение людей вызывал принцип пропаганды “от двери к двери”. используемый Свидетелями Иеговы до сих пор. Навязчивость “проповедников” приводила к тому, что за это на них подавали в суд (18. 838). В начале 30-х годов в 1 томе книги “Доказательства” (“Vindication”. WTB&TS. 1931.) Дж. Ф. Рутерфорд формулирует доктрину “постепенного откровения”. Согласно ей, по мере “приближения конца света библейские пророчества будут становиться все более ясными для “истинных христиан”. В соответствии с этой доктриной стало возможным легко отказываться от старых толкований Библии и так же легко создавать новые (15, 57). С началом II Мировой воины Рутерфорд заявил, что она постепенно перерастет в Армагеддон (10, 69). Свидетели Иеговы начали активно распространять эту “библейскую весть”, что привело к усилению панических настроений среди населения. Поэтому деятельность Общества Сторожевой Башни была поставлена под запрет как в фашистской Германии, так и в либеральной Канаде (СБ 1.03.1994 — С. 25). Во время воины Свидетели Иеговы в США высказывали отношение к своей стране тем, что оплевывали американский флаг, рвали его на клочки и втаптывали в землю. Но, надо сказать, что этим с подачи взрослых занимались только дети, которых по возрасту нельзя 6ыло привлечь к уголовной ответственности. В годы II Мировой войны около 3.500 Свидетелей Иеговы призывного возраста предпочитали ждать в заключении обещанного Рутерфордом конца света, нежели бороться с фашизмом хотя бы на альтернативной службе, санитарами в тылу (16, 231; 17, 349; 18; 1424). В Канаде и, видимо, США была налажена система, позволяющая укрывать “молодых христиан” от призыва в армию (СБ 1.03.1994 - С.25) “...тех, кому было больше 25 лет стали освобождать условно” (СБ 1.12.1992. - С.22) Дж. Ф. Рутерфорд не дожил до окончания II Мировой войны, так и не дождавшись нового провала своих пророчеств. Он умер 8 января 1942 года в “Доме Князей” на калифорнийском побережье. Но после себя Рутерфорд оставил жестко структурированную организацию, осуществлявшую контроль над более чем 115.000 “Свидетелей Иеговы” (15, 68; 16,231).

Преемником Дж. Ф. Рутерфорда стал Нейтан Хомер Норр. Он родился 23 апреля 1905 года в городке с библейским названием — Вифлеем, штат Пенсильвания, США. В 16 лет он покинул Реформатскую церковь [13], к которой принадлежала его семья, и начал посещать собрания Исследователей Библии в соседнем городке Аллетауне. В 18 лет Н. Норр становится полновременным проповедником и вскоре принимается на работу в штаб-квартиру Общества Сторожевой Башни. В 1932 году он назначается главным менеджером отдела печати, в 1931 г. становится одним из директоров Нью-Йоркской корпорации, а в 1940 году — вице-президентом “Общества Сторожевой Башни, Библии и Трактатов Пенсильвании”. Через пять дней после смерти Дж. Ф. Рутерфорда — 13 января 1942 года Нейтан Хомер Норр избирается третьим президентом Общества (15, 67; 16, 231). Во время его правления были осуществлены три важных проекта, которые до сих пор приносят Свидетелям Иеговы обильные плоды. В 1943 году а Южном Лансинге (район Нью-Йорка) была основана так называемая “Библейская школа Галаад, готовящая профессиональные руководящие и миссионерские кадры для работы в США и за рубежом. Обязательным условием для приема кандидата в школу являлась его полновременная миссионерская работа в течение не менее двух лет. Первоначально обучение класса шло в течение 5 месяцев, а сейчас — в течение 10 месяцев. В 1961 году Библейская Школа Галаад была переведена поближе к штаб-квартире — в Бруклин (15, 68,69). В настоящее время в Германии действует ее филиал — Дополнительная Школа Галаад. По всей видимости, при приеме в школы Общества Сторожевой Башни предпочтение отдается супружеским парам. Так, 48 выпускников 1992 года Библейской Школы Галаад представляли собой 24 супружеских пары, а 24 выпускника Дополнительной Школы имели в своем составе 11 супружеских пар (СБ 1.12.1992.—С. 19—20).

Вторым важным делом Н. Норра была организация “Школ Теократического Служения”. В 1943 году началась их деятельность при каждом местном собрании. Первоначально в них допускались только мужчины, а с 1958 года - и женщины (15, 68). Для Школ Теократического Служения в течение 10 лет были подготовлены учебники, дающие информацию о доктринах Свидетелей Иеговы, методах работы Общества и его истории. Но основной упор на еженедельных занятиях этой школы делается на обучении Свидетелей Иеговы наиболее результативным методам пропаганды своих идей среди населения. Основным учебным пособием при этом является специализированный журнал “Наше царственное служение”, не предназначенный для широкого распространения. Поскольку главное для “возвещателя” — завязать беседу с человеком, то ему рекомендуется, например,

“...подготовиться и использовать вступление, вкратце изложенные в “Нашем царственном служении” или брошюре “Как завести и продолжить разговор на библейскую тему” (СБ 15.09.1994.— С. 14). Среди тем занятий в Школе Теократического служения есть и такие: “Жестикуляция”, “Страх (волнение) при выступлении”, “Построение предложения”, “Доказательства (аргументация)”, “Необходимые качества доказательств”, “Опровержение аргументов противника”, “Различные методы окончания речи” (11, 92).

На занятиях разыгрываются в ролях различные вероятные ситуации, рассматриваются способы проведения бесед с людьми разного возраста, разного образовательного и социального уровня. Таким образом, всякий человек, столкнувшийся со Свидетелем Иеговы, должен знать, что слова, интонации, жесты этих людей — хорошо выученные и отрепетированные роли сценариев, созданных, по всей видимости, профессиональными психологами Общества. Недаром “Сторожевая Башня” призывает всех Свидетелей Иеговы “...быть искусными, приспосабливая свои преподнесения (так в тексте, — Г. Д.) и аргументы к различным верованиям людей” (СБ 15.06.1994. — С. 27). Третьим важнейшим мероприятием Нейтана Норра было издание собственного перевода Библии. Поскольку учение Рассела и его последователей значительно отличалось от христианского, Свидетелям Иеговы нужно было иметь перед собой Библию, подтверждающую догматы их учителей. И она появилась. В середине 40-х годов при штаб-квартире Общества начинает работать Комитет Перевода Нового Мира. В 1950 году вышел английский перевод Нового Завета, названный “Переводом Нового Мира Христианских Греческих Писаний”, а в течение 50-х годов — пять томов переводов книг Ветхого Завета, озаглавленных “Перевод Нового Мира Еврейских Писаний”. В 1961 году эти публикации были объединены в однотомный “Перевод Нового Мира Священных Писаний” (New World Translation of Holy Skriptures. WTB&TS 1961) Имена членов Комитета Перевода Нового Мира не разглашались. А сами они заявили, что желают, чтобы их имена остались в тайне даже после их смерти. (Jehovas Witness in the Divine Purpose. WTB&TS 1959. - Р. 258. См. 16, 223). Но все же стало известно, что работу “переводчиков” возглавлял Фредерик Франц — вице-президент Общества Сторожевой Башни (14, 43), ставший после смерти Н. Норра очередным президентом. Вообще тема качеств “Перевода Нового Мира Священных Писаний” заслуживает отдельного разговора, который будет продолжен в следующей нашей работе. Приведем лишь несколько примеров того, как “переводчики” исказили несколько текстов Библии.   Синодальный перевод Библии (1) Перевод Новой Американской Стандартной Библии (2) Перевод Нового Мира Священных Писаний Ин. 1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. В начале было, Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было бог. (Цит. по 15, 116) Ин. 8:58 Иисус сказал им; истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь. Сказал им Иисус; истинно, истинно говорю вам; прежде, чем Авраам был, Я есмь. ...до того, как стал существовать Авраам, Я был (Цит. по 13, 75) Лк. 23:43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. И сказал ему Иисус: Истинно говорю тебе; сегодня со Мною будешь в раю. И сказал ему Иисус: истинно я говорю тебе сегодня: будешь со мною в раю. (Цит. по СБ 15, 06. 1995.—С. 6)

Первые два текста в версии Свидетелей Иеговы “подтверждают” их учение о том, что Иисус Христос — сотворенное существо, т. е. они возвращаются к арианской ереси IV века. А третий текст в их варианте вполне вписывается в концепцию о том, что души, в христианском понимании, не существует и рай появится только после Армагеддона. В настоящее время Свидетелями Иеговы распространено около 72 миллионов экземпляров “Перевода Нового Мира Священных Писаний”, который уже переведен на 18 языков и уже переводится еще на 12 (СБ 15.05.1994.—С. 3). Надо сказать, что переделка Библии путем якобы совершенно уникальных и абсолютно точных “собственных переводов” является одним из важнейших признаков антихристианской позиции организации. Кроме Свидетелей Иеговы такие же “оригинальные” собственные переводы Библии созданы сектами: мормонов (“Церковь Иисуса Христа святых последнего дня”). “Международного пути”, “Кристадельфийцев”. Все они ведут свое происхождение из США (13, 17).

Но вернемся к деятельности Н. Норра. С приходом к власти он, чтобы не отвлекаться от важных дел, со страниц книги “Правда вас освободит” объявил:

“От сотворения Адама до конца 1913 года прошел 5971 год. Следовательно, оканчиваются 6 тысяч лет истории человека [14], и мы приближаемся к страшным событиям, прообразом которых были времена Ноя” (Цит. по 12,34).

Если исходить из приведенных выше расчетов Н. Норра, то получится, что 6000 лет должны были истечь в 1972 году. Но такая далекая дата Армагеддона не вызывала прилива энтузиазма у рядовых “Свидетелей Иеговы” и поэтому она постоянно уточнялась. Давались тонкие намеки на то, что конец света наступит то в 1958, то в 1960 то в 1961 году (16,232). Нейтан Норр был более осмотрительным человеком, нежели его предшественники, поэтому Свидетели Иеговы обширных пропагандистских кампаний, похожих на проходившие накануне 1914 и 1925 годов, не проводили, но для агитации и вербовки сторонников эти “вероятные даты” использовались очень активно. (вскоре после прихода к власти Н. Норр ввел еще одно новшество: все книги, статьи и брошюры Общества Сторожевой Башни стали анонимными. Это. с одной стороны, давало возможность руководству Общества внедрять среди рядовых Свидетелей Иеговы идею о том, что автором всех публикаций является сам Иегова, а Руководящая Корпорация — инстанция, передающая его слова. С другой стороны — стена анонимности не позволяла критиковать авторов сомнительных по качеству публикаций. По всей видимости, Н. Норром был введен и принцип коллективного авторства, но и в этом случае публикация выходила анонимно. Пресс-секретарь Н. Норра—У. Глесс еще раз подтвердила это на проходившей 6 июня 1962 года в штаб-квартире пресс-конференции, сообщив, что перед тем, как передавать текст публикации в Отдел печати, он проходит через несколько рук, чем достигается высокая степень анонимности (16,232).

Нейтан Норр, начавший свою карьеру в Отделе печати, в течении всего срока своего президентства главное внимание уделял увеличению количества тиражей, издаваемых Обществом публикаций. Так в “Сторожевой Башне” от 1.01.1962 года сообщалось, что тираж этого издания достиг 3.850.000 экземпляров на 62-х языках. Журнал “Пробудитесь!” от 22.06.1962 года рапортовал о 3.600.000 экземплярах своего тиража на 25 языках. В 1961 году Свидетели Иеговы распространили 5.851.105 экземпляров различных книг и 13.084.075 буклетов. Такая активность Общества привела к его значительному росту. Если в 1942 году Свидетели Иеговы действовали в 54 странах, то в 1961 году — на территории 185 государств. Возросла и их численность: в 1942 году в мире насчитывалось около 115.000 “Свидетелей Иеговы”, а в 1961 году — 884.587. Общее количество местных собрании составило 21.557 (16. 234-235). Причиной такого роста “Общества Сторожевой Башни. Библии и Трактатов” была прежде всего осуществлявшаяся по инициативе Н. Норра образовательная программа, направленная на подготовку квалифицированных миссионеров. Н. Норр был силен в организационной деятельности, но в вопросах доктрины, в отличие от своих предшественников, был гораздо слабее. Главное место “идеолога” Общества занял Фредерик Уильям Франц. Он был на 12 лет старше Норра и занимал пост вице-президента. Президент занимался увеличением тиражей, организацией конгрессов, строительными программами, но содержание публикаций, тематика и планы конгрессов определялись Фредериком Францем. Особенно увеличилось его влияние после завершения в 1961 году трудов по “переводу” и переработке Библии. Освободившись от работы в Комитете Перевода Нового Мира, он окунулся в океан пророчеств и “библейских вычислений”. В 1966 году в свет вышла книга “Вечная жизнь в свободе сынов Бога” (Life Everlasting in Freedom of the Son's of God. WTB&TS. Toronto. 1966). автором которой считают Ф. Франца (14, 43). В книге говорилось: “В XX веке независимое изучение (Библии) было продолжено и, поскольку оно не следовало слепо за некоторыми традиционными хронологическими вычислениями христианского мира... был составлен график, который определил дату человеческого творения - 4026 год до н. э. Соответственно этой заслуживающей доверия библейской хронологии 6000 лет человеческого существования окончатся в 1975 году...” (Life Everlasting... p. 29-30. Цит по 14, 44).

В подтверждение “библейских вычислений” в книге приводилась “Таблица значительных дат” человеческой истории. Чтобы показать основания, которыми руководствовался Ф. Франц, приведем последние строки этой таблицы (Life Everlasting... p. 35. Цит. по 14, 44).