«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вот так же и Господь говорит: здесь больше Ионы пророка, — потому что эти слова мы слышим непосредственно от Бога. Здесь больше самой главной премудрости. Мудрей Соломона не было человека на земле, и все-таки здесь гораздо выше и больше Соломона. И все равно человек не слушает. Поэтому когда придет Страшный суд Господень, этот человек осудится за свое неверие истине. Как Господь сказал: кто уверует, тот спасется, а кто не верует, тот уже осужден. Уже — то есть он сам себя судит. Человек жил в грехах, из-за грехов вся его жизнь расстроилась, и душевная, и телесная. И вот он хочет найти какое-то снадобье, чтобы сразу исцелиться.

Представим себе, сколько надо времени, чтобы этот храм развалить. Если иметь хорошие орудия, то достаточно дня. А чтобы его построить, днем никак не обойдешься. Так же и душа человека. Согрешить — это быстро и просто, а вот восстанавливать то, что потеряно, очень долго. А этого-то человек как раз и не хочет. Гораздо легче куда-то поехать за тридевять земель или какую-то воду пить. Вот сядь перед телевизором, закрой глаза — и все, никаких усилий ни души, ни тела. Наоборот, расслабься, закрой глаза, спи спокойно. Тут же не требуется никакой работы. А в Церкви требуется: заповеди исполняй, помыслы отсекай, молиться не хочется — молись, в Священном Писании ничего не понимаешь — все равно читай, хочется дома полежать в выходной — нет, надо в храм идти. Ближний нуждается — значит, надо помочь. Кто-то денег просит — надо дать. Сколько всяких трудов! Конечно, мало кто на это идет, потому что излукавился человек, ищет только себе пользу, выгоду ищет только для себя и поэтому теряет самое главное.

Эти слова Господни прямо к нам относятся: «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под спудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет». Свечу зажигают, чтобы она давала свет. Назначение ее — освещать. Поэтому она и называется «свеча» — от слова «свет». Нет смысла, зажегши свечу, ставить ее куда-то в недоступное место, закрывать, чтобы света не было. Так же и вера для человека. Раз мы собрались в храме, значит, мы все верующие люди. Веру нам дал Господь, Он нас к Себе призывает. И эту веру надо поставить на подсвечник, чтобы она светила всем. Имеется в виду, конечно, духовный свет. Наша вера должна сквозь нас сиять. Каким образом? Если мы действительно верующие люди, если мы действительно принимаем премудрость Божию, если действительно мы хотим покаяться, то наша жизнь должна меняться, причем меняться так, чтобы это было заметно всем. Чтобы наша жизнь резко отличалась от жизни людей, которые этой веры не имеют. Мы не должны ссориться, мы не должны клеветать, злиться друг на друга, сплетничать, склочничать, хамить друг >другу, мстить. Мы должны быть как ангелы на небесах. Чтобы тот огонь, который нам Господь дал, действительно светил всем.

А то получается, что мы вроде верующие, ходим в храм — а сколько огорчений приносим другим людям! Вот если рассмотреть и сравнить: одна ходит в храм, а соседка по лестничной клетке не ходит. Ну и зайдем к каждой в дом, что мы там увидим? Обоями стены поклеены у той и у этой. На полу палас у той и у этой. Стенка с хрусталем у той и у этой. Во что они одеты? Во что эта, в то и та. Внешне все одинаково. Посмотрим внутрь, что там. Зависть у этой и у той. Сплетни — и эта сплетничает, и та. Телевизор смотрит и эта, и та. А тогда в чем же разница? Оказывается, ни в чем. То есть огонь веры настолько спрятан, что его и не видно. Человек верующий ничем не отличается от неверующего ни внутри, ни снаружи. Тогда никакого смысла в этой вере нет. А он должен быть. Этот огонь нам дан, чтобы он попалил все наши грехи, исправил наш ум, исправил наше сердце. Чтобы действительно этот свет нашей жизни распространялся на всех — и на нашу семью, и на наших соседей, и на весь наш дом, и так далее.

It's not that we flaunt ourselves, as some people do, they teach everyone: you have to do this, you have to do that. Everyone is good at learning, and that's exactly what you don't need; We need to set an example. You don't need a lot of external things, you need more internal things. But the internal, unfortunately, is very, very little; And it needs to be developed. Then there will be a real meaning in our life, then we will really live and behave like believers, like disciples of Christ, and not like other people. Otherwise, everything is the same: what everyone has, so does us. Then what is our advantage? After all, the faith that we have, we did not get for ourselves somewhere, or bought, or exchanged for some coupons. The Lord gave us this faith simply as a gift. But today He gave, and tomorrow He can take away. This happens very often. There was even such a case: a professor of the Theological Academy – a very learned man, a believer, a talented preacher – woke up one fine morning, but there was no faith. No, it's empty. He thought, how could I have been mistaken for so long? What faith? What kind of God? He became an atheist, even began to write atheistic books. That is, faith went so far that he perceived his entire previous life as madness. Why did he lose faith? Because I have sinned; And by sin, as through a trumpet, all faith came out.

That's how it is with us. Our verochka is small, weak, like a small candle. And if we also sin, then it will certainly be blown by all the winds of life. Because as long as everything is calm and good, we believe, but if our life changes abruptly, for the worse? How can we resist if we build our lives not on stone, but on sand? Nohow. The wind blows and everything flies away. That is why we must get rid of this deceit. The Lord calls us: be like children. Because the child looks with open eyes and believes everything, even often untruths. He is told that we are the most advanced, the best, the richest – and he unquestioningly believes it. Although when he grows up, he sees that this is not so. But while he is little, he takes everything at his word. And the Lord wants us to have such direct faith, so that we perceive the sound teaching of Christ with all our hearts, because the word of God is truth. And those thoughts and doubts that overwhelm us on this basis must be driven away, because this is all satanic. All doubt is from the devil, because the devil is the father of lies, and he wants to pervert everything, he wants to give everything a different meaning. He has such activities – it is directed against us. Therefore, we must attain simplicity of faith, its firmness. Then everything in our life will be clear and simple. Then we will not suffer. And we often believe in all kinds of devilry more than in the sound teaching of Christ. This is exactly what today's Gospel is about.

We don't have to look for anything, because we have everything. I was in the south and was surprised: there local residents go somewhere into the mountains for twenty kilometers, walk along steep paths to the holy spring, take water there. The water tastes just amazing, beautiful, legends are associated with it, and the place is holy – everything is very good. But they follow it on Sunday. Why not go to church? Christ is in the church, communion is in the church. Let the spring be the holiest of all springs. But not holier than the Body of Christ! Here's the thing. Where to go, where to go? Seraphim of Sarov did not go anywhere. He made holy places for himself around his cell. Here he had Golgotha, here Gethsemane. He will come to his Golgotha and remember the sufferings of Christ the Savior. When he comes to Gethsemane, he remembers how the Lord prayed for the chalice. And he did not need to travel to some distances, which in itself is not bad, but you should not look for earthly things. But the evil and adulterous generation seeks a sign.