«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вот надо как. А нам-то, собственно, кто угрожает смертью? Никто. Но мы готовы от Христа отречься из-за любого пустяка. Мы меняем благодать Божию на какую-то мнимую свою правоту, на тщеславие. Вот сидит человек и болтает. Остановись, подумай, ведь это же грех. Ты зря тратишь время, потом у тебя на молитву не хватит сил и т. д. А человек болтает вместо того, чтобы остановиться, исполнить заповедь Божию, как-то в сердце свое войти. Вот в чем вся наша беда: мы делаем не то, что Бог велит, а то, что нам хочется, а хочется нам только греха, потому что мы люди грешные. Любовь же Божия обязательно требует жертвы. Надо все свои хотения принести в жертву Богу: и свое честолюбие, и свои похоти, и свое превозношение, и тщеславие, — пожертвовать всем, отказаться, отречься от всех этих грехов, из которых соткана наша душа. Ради чего? Ради Господа, ради любви к Нему.

Обычно, когда юноша ухаживает за девушкой, он бывает прямо ангел: и смотрит кротко, и ручку подаст, и ты моя ласточка. Ну, конечно, поженились — и начинается: иди сюда, встать здесь, постой там, молчи, когда я с тобой разговариваю. Куда делась нежность, ласка? Потому что когда человек хотел понравиться, он и вел себя соответственно, а когда достиг, то стимула уже нет.

Вот и мы все время должны так себя вести, чтобы понравиться Богу, чтобы Он с радостью на нас глядел, чтобы Он возлюбил наше усердие. И тогда мы познаем, что такое любовь к Богу, тогда возникнет эта живая связь, тогда произойдет слияние Духа Божия и духа нашего. Это слияние и есть Царствие Небесное, которое, как Христос сказал, «внутрь вас есть». Это и есть благодать Святого Духа, это есть святость, это есть все то, о чем в Евангелии говорится, то, что Господь на землю принес. Вот за это-то Он и кровь пролил.

Господь умер на Кресте, воскрес, вознесся на небеса для того, чтобы в Церковь послать Духа Святого Утешителя. И вот мы купаемся в волнах Святого Духа, потому что Церковь есть источник благодати Божией. А усвоить-то это все мы не можем. Сердце каменное, жесткое, противное, ничего не может воспринять, только одно тщеславие, какое-то мелкое самолюбие, обиды бесконечные — как пауки в банке. Как не стыдно! Почему, читая Евангелие, мы не поседеем от ужаса за свою скверную жизнь? Как же не совестно? Так равнодушно стоим: да, во всем грешен. И десять лет назад так, и сейчас, и никакого движения. Не хотим себя немножечко изменить, немножко ради Христа пострадать. Потому что отказываться от греха — это страдание. Хочется полежать — а надо вставать молиться. Это же страдание, причем добровольно на себя принятое. А вот этого-то и нет.

Поэтому надо обязательно возгревать в себе любовь к Богу, и она нас сохранит. Тому, кто познал любовь Божию, ничего в мире не страшно. Вот сейчас вокруг страсти бушуют, люди кипят. Почему они руками машут, чего добиваются, о чем так хлопочут? О плотском: чтобы больше колбаски было, чтобы больше деньжат. О какой-то ерунде, как будто они действительно животные: только есть, только пить, чтобы все было вкусненько, интересненько. Как же это все пóшло! Бесконечно пошло! Евангелие в каждом храме, на каждом перекрестке продается — нет, никто не хочет покупать. Так для вида, для престижа Библию купит, полторы странички прочтет, дальше не осилит и поставит. Ну стоит она, и что толку? Человек только еще большее наказание себе готовит. Когда не знал, не читал, не имел возможности достать, ну какой с него спрос? А если у него на полочке Библия стоит и он не читает ее день и ночь, то тогда он себе готовит уголья горящие на голову.

Вот у тебя Священное Писание — ручку протяни, почитай, вникни, посмотри, что Господь хочет от тебя, старайся, трудись, исполняй. Жизни-то мало осталось. Сколько еще нам здесь ковыряться, на этой земле ползать? Надо же об этом думать. А мы всё мечтаем: вот это сделаю, туда поеду. Как-то всё совершенно не о том. Надо всегда помнить, что «едино есть на потребу», одно нужно. Господь сказал: «ищите Царствия Божия». Всю жизнь надо вот это искать, все время туда толкаться. Стучите, говорит, «толците, и отверзется вам». Все время надо ударять в небеса молитвой своей, все время стараться добрые дела делать, все время побеждать в себе зло. А у нас никакой нет борьбы с грехом. Чуть искушение какое напало, так и опять согрешил, и опять согрешил, и опять.

Ну на что же мы надеемся? На то, что мы верующие? Так для нас, верующих, есть притча о десяти девах. Вот они собрались и ждут Жениха. Жених — это есть Христос, а дева — душа. И вдруг пятеро видят, что елея-то не хватает, светильники-то гаснут, — и говорят: дайте нам взаймы. Те отвечают: нет, если мы вам дадим, тогда и нам ничего не останется, идите купите себе. И они пошли, а двери-то закрылись. Они стучат: Господи, открой нам, мы же верующие, мы в церковь ходили, мы в среду и пятницу мяса не ели. Как же так? А Господь говорит: отойдите, Я не знаю вас, Я вас не познал, Я в вашем сердце не был никогда, вы Меня туда не пустили. Не было, не произошло соединения, светильники ваши угасли.