«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Единственный путь спасения — это все время возвращаться к Богу, к Отцу Небесному. «Господи, помилуй, Господи, помилуй» — вот так все время учиться взывать к Господу. Тогда мы стяжем Святый Дух, тогда стяжем мирное устроение души, тогда научимся всему, тогда победим в себе и злобу, и раздражение, и отчуждение. Всего этого надо просить у Бога, на каждый шаг спрашивать благословение у Него и все время с Ним пребывать.

Многие говорят: а я не понимаю, а вы мне объясните. Да чего объяснять? Ты помолись Богу: «Господи, вразуми Ты меня, бестолкового». Неужели Господь откажет? Так и в притче говорится: сын только пришел в себя и обратился к отцу — а отец ему тут же выбежал навстречу.

Господь всем желает спасения, Господь желает, чтобы все пришли в познание истины. И наши беды только от того, что мы не молимся. Поэтому главная задача в нашей жизни — это научиться молиться, как апостол Павел заповедал: «непрестанно молитесь», непрестанно, обо всем. Человек должен все время пребывать с Богом, что бы он ни делал.

Послушаемся в этом, братья и сестры, матери Церкви, потому что только в этом будет наше спасение. Аминь.

Крестовоздвиженский храм, 25 февраля 1989 года, вечер

Понедельник седмицы 22-й по Пятидесятнице

Когда Господь проповедовал, по обычаю, собиралось множество народа послушать, что Он скажет. И вот Он начал говорить: «Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». «Знамение» — это слово славянское, оно значит «знак, чудо». Почему именно лукавый человек склонен к чудесам? Почему многие очень падки на чудеса, особенно в наше время, когда всякое лукавство увеличилось? Все ищут каких-то необычных явлений, необъяснимых сил, только и говорят: там вот такое чудо случилось, там такое. Это занимает людей по очень простой причине: они по своим грехам уже стали сродни дьяволу, а часто чудеса бывают дьявольского происхождения. Поэтому люди чувствуют в них родное для себя, и родное их к себе привлекает.

Вот как мать: когда родится ребеночек, она ни о чем больше не говорит — только как он ножками перебирает, да как он ручками, да как он глазками смотрит; кушал он сегодня кашку или не кушал. И она думает, что это всем так же, как ей, интересно, что в мире это самое главное. Так и современный человек. Он отошел от Бога очень далеко, сердце его заполнено всякими дьявольскими измышлениями, дьявольскими страстями, чувствами и желаниями — поэтому он падок на чудеса. Когда человеку говоришь слово истины, он не принимает, потому что это слово ему не сродни, оно от него отскакивает, как от стены горох. А скажешь про какие-то энергии, чудеса, исцеления, каких-то инопланетян — уже ушки на макушке. Человеку трезвому об этом скажешь, он говорит: ну это какая-то белиберда, это совершенно ненаучно. Тем не менее всякая магия, какие-то «информационные каналы», «энергетика», «биополя», которых не существует, для человека необычайно привлекательны именно в силу извращенности, лукавства его сознания. Это очень опасный симптом.

Когда Христос пришел в мир, Он застал ту же самую картину. В те времена люди заблудились уже окончательно, и народ Божий, израильский, тоже заблудился. Из всего Израиля нашлось несколько десятков человек, которые услышали Христа, услышали Его слово, захотели стать Его учениками и пошли за Ним. Мы живем уже в конце христианской цивилизации, и человечество опять пришло в духовный упадок. Поэтому именно сейчас люди так увлекаются всякими знамениями и чудесами. И Христос скоро вновь придет в мир.

Поэтому эти слова Спасителя обращены непосредственно к нашему времени. Господь говорит: не дастся им знамение, кроме знамения Ионы пророка. Иона пророк был брошен в море, его поглотил кит, и он три дня был во чреве кита. Христос этим указывает на то чудо, которое Он Сам скоро совершит, то есть будет во чреве земли три дня. И как на третий день Иона был спасен из чрева кита, так и Господь на третий день воскрес.

«Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». Царица южная, услышав, что в Израиле появился мудрый царь, собрала большой караван и богатые дары и очень издалека, через многие страны поехала только для того, чтобы послушать премудрые слова Соломона, — настолько ей хотелось узнать истину. А Христос говорит: вот здесь, перед вами премудрость больше Соломоновой. И однако люди ее не воспринимают, не хотят, они от нее отталкиваются именно в силу своего лукавства. Они не воспринимают на веру, им нужны доказательства, причем доказательства только чудом. Многие так считают: вот человек творит чудеса. Был больной и стал здоровый — это чудо? Чудо. Значит, он от Бога. А оказывается, нет, потому что Христос как раз и не творил чудес напоказ, чтобы их демонстрировать, как в цирке: вот сейчас на меня грузовик наедет и со мной ничего не будет — следовательно, я прав. Чудо никогда не бывает доказательством истины. Истина объективна и существует сама по себе. Все зависит от сердца человека: принимает он истину или не принимает. Христос во время Своей земной жизни это тоже доказал много раз. Он четверодневного мертвеца воскресил, и все равно не на всех это возымело какое-то действие; одни поверили, а другие не поверили, что Он Сын Божий.