Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Все блестящее на земле очень любим: золото, серебро, драгоценные камни, хрусталь, блестящие одежды, - отчего не любим будущей славы, к которой Господь призывает нас? Отчего не стремимся к просветлению наподобие солнечного? Праведницы, сказано, просветятся яко солнце, в царствии Отца их (Мф. 13, 43). Оттого, что грехом извратили природу души своей и вместо неба прилепились к земле, вместо нетления к тлению, полюбили земной блеск, временный, тленный и прелестный. Но отчего у нас такая сильная любовь к блеску? Оттого, что душа наша создана для света небесного и вначале была вся свет, вся сияние; ей врожден свет, врождено чувство и желание света. Направьте это стремление к исканию небесного света!

Когда увидишь прекрасную девицу или женщину, или прекрасного юношу, немедленно вознесись к верховной, святейшей Красоте, виновнице всякой красоты земной и небесной, т.е.

Сладостна похоть, но греховна, растлительна и противна Богу. Не прилепляйся сердцем к девической или женской красоте, а к единому Господу Богу, создавшему всякую красоту Себе ради, и говори: мне прилеплятися Богови, единому Богу, благо есть (Пс. 72, 28), а не к плотской красоте преходящей.

Поэтому, чтобы быть беспреткновенным в деле, надо готовиться к нему предварительно разумным изучением его, соединенным с воздержанием и молитвою; надо стремиться к совершенству во всем и не давать места дьяволу.

В молитве и во всяком деле своей жизни избегай мнительности и сомнения и диавольской мечтательности. Да будет око твое душевное просто, чтоб было все тело твоей молитвы, твоих дел и твоей жизни светло.

Вси есмы, сказано, в бедах, подверженные прелести лукаваго.

С голоду не налегай сильно на пищу, - обременишь и сердце, и тело. Без жадности, тихо кушай, с размышлением, во славу Божию, - памятуя о Боге-Питателе, паче же о Его нетленной пище, теле и крови Его, о том, как Он Самого Себя, любви ради, даровал нам в пищу и питие, и о св. слове евангельском.

Все, что беспокоит и как бы подмывает сердце в его основании, томит его, - от диавола происходит, ибо он есть вечное беспокойство и томление. Господь есть покой сердца. Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28). Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27). Сколько страстей, столько беспокойства и томления; сколько пристрастий, столько острых стрел, пронзающих сердце, и столько омрачения. Большую часть жизни человек находится в душевном омрачении.

Помысл самохвальства, самоуслаждения пришел, говори: ничтоже есмь; все благое во мне соделывает благодать Божия. Что имаши, егоже неси приял (1 Кор. 4, 7)? Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Если пришел помысл гнушения каким-либо членом ближнего или своим, - говори: весь человек есть прекрасное дело рук Божиих; все в нем устроено добро зело. Се вся добра зело (Быт. 1, 31).

Какая обязанность твоя, причастник Божественных Таин? Ты должен мудрствовать горняя, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1-2), а не мудрствовать о земном, ибо сего ради Христос на землю сниде, да нас на небеса возведет (Акафист Иисусу Сладчайшему кондак 8). В дому Отца Моего обители многи суть. Иду уготовати место вам (Ин. 14, 2). Наше житие на небесах есть (Флп. 3, 20). Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное (Мф. 5, 3, 20). Оставите детей приходити ко Мне, таковых бо есть царствие Божие (Лк. 18, 16). Видишь ты, какая последняя цель, для которой сошел с небес на землю Христос, для которой Он преподает нам Свои Божественные Тайны - Тело и Кровь? Эта цель - дарование нам Царствия Небесного. Стремись же к нему.

Подвергаясь злобному и яростному насилию многоразличных страстей и грызению дьявола при совершении различных дел Божиих, принимай эти страдания как страдания за имя Христово, и радуйся в страданиях своих, благодаря Бога; ибо диавол уготовляет тебе, сам того не зная, блистательнейшие венцы от Господа! Аминь. Противься диаволу неотложно.

Аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе да не и ты искушен будеши. Друг друга тяготы носите (оскорбил ли кто тебя, тяжело ли тебе - снеси это), и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 1-2).

Обращаете ли достаточное внимание на состояние своей души: здорова ли она и, поколику она жива, прочна ли ее жизнь, и если благополучна здешняя временная жизнь, то обеспечена ли чем-либо вечная жизнь, вечное благополучие, - например, верою, - есть ли в душе твоей вера живая в Бога, в Спасителя, в Церковь, - делами добрыми, кротостию, смирением, незлобием, правдолюбием и честностию, воздержанием, целомудрием, милосердием, терпением, покорностию, трудолюбием и проч.? В противном случае, вся работа твоя суетна: душа много делает, может быть, достойных удивления вещей, но сама погибнет. Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 17, 26)?

День есть символ скоротечности земной жизни: наступает утро, потом день, затем вечер, и с наступлением ночи и день весь пришел. Так и жизнь пройдет. Сначала младенчество, как раннее утро, потом отрочество и мужество, как полный рассвет и полдень, и затем старость, как вечер, если Бог даст, а затем - неизбежно смерть.