Православие и современность. Электронная библиотека-Схиигумен Герман-Заветы о молитвенном делании-© "Паломник" 1995-Содержание-Заветы

Мы должны любить Бога всем сердцем, всею душою и всем помышлением, нераздельно, а все остальное любить только о Боге и через Бога, чтобы ничто не умоляло нашей любви к Нему.

И потому-то говорит Господь: "Упразднитеся и уразумейте, яко Аз есмь Бог". Отвратив ум свой от всех земных попечений, мы уразумеем, сколь благ Господь, тогда не будем уже помышлять о земном, ни говорить, ни слушать того, что человеческое, но только то, что Божие, будем вспоминать Бога, призывать Его милость и взирать на Его благость.

И будем тогда подобны Ангелам, всегда видящим лицо Отца Небесного, и говорить как Матерь Божия: "Возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем".

Людям, исполненным таковой благодати и радости духовной, апостол Павел говорит: "Непрестанно молитеся, всегда радуйтеся, за все благодарите" (1 Сол. 5, 17-18). Молитва Иисуса - непрестанное повторение имени Иисусова в сердце - это и есть исполнение завета апостола Павла. Но непрестанная молитва, т.е. непрерывная беседа души с Богом, возможна только "чистым сердцем", очистившим сердце свое от всяких других помыслов, прилепившихся Богу и возлюбивших Его паче всего.

Святые отцы сравнивают сердце человека с водной поверхностью: подобно тому, как в чистой, прозрачной воде ясно отражается видимое солнце и чем спокойнее поверхность воды, тем яснее отражение солнца, - и в сердце безмолвном, очищенном от всяких помышлений, воображается мысленное Солнце - Христос, и чем чище и безмолвнее сердце подвижника, тем полнее и более зрит оно в своем сердце Христа. Таковых ублажает Господь в своих заповедях, говоря: "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят". Это постоянное "зрение" в сердце своем Бога и непрестанная к Нему молитва были деланием первых людей, Адама и Евы в раю.

Преподобный Нил Сорский говорит, что, по Писанию, Бог, сотворив Адама, поместил его в раю сладости делать и хранить рай: делом райским он назвал молитву, а хранением - соблюдение от злых помыслов после молитвы. И первозданный человек, как чистый душою и сердцем, пребывал в зрительной, одним умом священнодействуемой, благодатной молитве и мужественно хранил ее, как зеницу ока, как дело райское, чтобы оно никогда в душе и сердце не умалялось.

Но вот совершилось ужасное грехопадение, положившее начало всем скорбям всего человеческого рода, удалившее людей от блаженного пребывания в благодатных лучах Божественной любви и ввергнувшее несчастных потомков Адама в постепенно увеличивающуюся бездну греха.

По мере погружения в грех человека ожесточалось и сердце его, тьма греховная застилала в нем постепенно образ Божественный, и он уже не мог из сердца нечистого воссылать чистую непрерывную молитву к Богу, непрестанно зреть Его перед собою, непрестанно славить Его. Господь по великому милосердию Своему и бесконечной любви к Своему созданию не дал человеку погибнуть до конца и даровал ему образ покаяния - раскаяние в грехах своих, чтобы этим снова приблизить его к Себе.

"Омойтесь, очиститесь, - говорит Господь через пророка Своего Исаию, - научитесь делать добро - и, если будут грехи ваши как багряное - как снег убелю, и если будут красны как пурпур - как волну убелю" (Исаия 1, 16-18). Ибо нет греха в мире, превышающего милосердие Божие.

Милосердие Божие - это море бесконечное, а наши грехи, омытые слезами покаяния, - это капля единая, которая покрывается и исчезает в бесконечном море милосердия Божия. И так, омыв грехи свои слезами покаяния, очистим сердце свое от всякой скверны, чтобы в нем снова мог воссиять Божественный свет.

Тогда и мы скажем, подобно царю Давиду, сему великому учителю покаяния, воспевшему после раскаяния в грехе своем: "Предзрех Господь предо мною выну, яко одесную мене есть". И увидев Господа в сердце своем, воспоем Ему "песнь нову", т.е. установим внутри себя постоянную тайную молитву (Иисусову), и будем петь эту песнь непрерывно на земле, чтобы не умолкнуть и после смерти, а только перейти в Небесное, Вечное Царство и там продолжать славославить нашего Творца в бесконечные веки со всеми Архангелами и Ангелами и всеми святыми, угодившими Богу.

Это - та благая часть, которую избрала Мария и которая, по словам Спасителя, "не отымется от нея". Что же надо делать желающим избрать эту благую часть? Если хочет кто очистить сердце свое от всех лукавых помышлений, оскверняющих внутреннего человека, тот пусть взывает: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".

"Невозможно, - говорит святой Исихий Иерусалимский, - невозможно очистить сердце свое без чистого призывания Иисуса Христа".

Слыша об этом, многие из святых, оставив всякую другую добродетель, старались только об одном - чтобы очистить и сохранить свое сердце от всяких недобрых помышлений, и лучшим к тому средством находили, когда со страхом и благоговением произносили имя Господа Иисуса Христа. И это занятие называют отцы "изящнейшим деланием", самым лучшим способом и водворению внутри себя Царствия Божия.