Православие и современность. Электронная библиотека.-Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.-СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ-ИМЕН И ПОНЯТИЙ-ПО

Православие и современность. Электронная библиотека.

Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В.

СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ

ИМЕН И ПОНЯТИЙ

ПО ДРЕВНЕРУССКОМУ ИСКУССТВУ

© Альманах "Странный мир", 1991.

А

Аарон - ветхозаветный первосвященник, брат Моисея. Упоминается в Пятикнижии Моисея. По Божественному повелению он и его сыновья были определены на особое священнослужение и посвящены Моисеем (Лев VIII). Избрание Аарона в сан первосвященника было впоследствии подтверждено тем, что из двенадцати жезлов, положенных главами колен Израиля на святая святых, расцвел только его жезл (Числ XVII). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа (см. Архиерей Великий, Евхаристия). Процветший жезл Аарона в христианской традиции понимается как один из прообразов воплощения Бога-Слова.

Авраам (евр. - отец множества) - ветхозаветный патриарх, родоначальник избранного народа, призванный для сохранения истинной веры и заключивший завет с Богом (Быт XI-XXVI). Важнейшие эпизоды священной истории, связанные с Авраамом - явление трех ангелов в Содоме (см. Троица) и жертвоприношение Исаака, сына Авраама, понимаемое как прообраз новозаветной жертвы Христа. Лоно авраамово - 1. Иносказательное выражение, употребляющееся в священных текстах для обозначения места вечного блаженства (см. напр. Лк XVI, 22-23 - Притча о богатом и Лазаре). 2. В живописи один из сюжетов, служащих для изображения рая, используется, как правило, в композициях Страшного Суда. Обычно изображается сидящий Авраам с невинными душами (младенцами) на коленях или же Авраам, Исаак и Иаков, восседающие на тронах.

Авраамий Смоленский, преподобный (вторая половина XII - начало XIII века) - русский святой. Принял пострижение в монастыре Пресвятой Богородицы в Селище (близ Смоленска). Изгнан из монастыря завистниками. Был подвергнут епископскому суду и оправдан. В последние годы жизни управлял монастырем св. Игнатия. Общерусское почитание с 1547 года. Последователь палестинской ветви восточного монашества, а также преподобных Антония и Феодосия Печерских. Житие Авраамия, составленное, по преданию, его учеником Ефремом, известно только по спискам XVI - XVII веков. Память 21 августа (3 сентября).

Агиография (греч. - описание святых) - раздел церковной истории и литературы, посвященный изучению житий и жизнеописаний святых, а также литературного, исторического, археологического, литургического и народно-культового материала, связанного с ними.

Агнец (лат. - ягненок) - 1. Однолетний без всякого порока ягненок мужского пола, которого израильтянам было предписано вкушать с особыми обрядами при совершении праздника Пасхи - (Исх XII, 3-11, Числ IX, 10-12, Втор XVI, 2-6).

2. Иносказание непорочности Иисуса Христа и Его искупительной жертвы за людские грехи (Ис 1-111, 7, Ин 1, 29, 36). Образ закланного агнца - Христа, чья искупительная жертва дает Ему право снять печати с Книги жизни, играет исключительно важную роль в христианской эсхатологии (Откр V, 6).

3. Часть просфоры, которая вырезается на проскомидии и преобразуется затем в тело Христово.

Акафист (греч. - пение несидальное) - особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, состоящее из 24 частей (12 кондаков и 12 икосов)сообразно числу букв греческого алфавита, с которых начинается каждая часть самого первого акафиста, посвященного Богоматери. Акафист было принято слушать стоя (в современной церковной практике - стоя на коленях).

Акафист Пресвятой Богородице - хвалебное песнопение в честь Богородицы, состоящее из 13 кондаков и 12 икосов. Его первое исполнение предание относит к 7 августа 626 года (т.е. ко времени осады Константинополя персами и аварами), хотя составлен он был, по всей вероятности, несколько раньше, в V-VI веках. Первая половина акафиста (до кондака VII) посвящена изложению новозаветных событий, происходивших при участии Богородицы (Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Поклонение пастырей, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Сретение), остальная часть текста - прославление Христа и Богоматери. Иллюстрации Акафиста появляются в монументальной живописи и иконописи, начиная с XIV века, сначала в Сербии, а затем в России. К этому же времени относятся первые иллюминированные рукописи Акафиста.