«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Память преподобного Серафима Саровского

Господь сказал: "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает". Нельзя быть к Богу нейтральным. Поэтому когда человек говорит: я ничего плохого не делаю - это не значит, что он делает что-то хорошее. Если человек ничего не делает для Царствия Небесного, как он может наследовать жизнь вечную, даже если и не совершает какого-то явного зла? Чтобы достигнуть Царствия Небесного, достигнуть благодати Божией, нужно обязательно собирать. А раз человек не собирает, то значит, он расточает.

Тот, кто постоянно не трудится над своей душой, постоянно не упражняется в молитве, постоянно не убивает свои страсти, постоянно не воспитывает в себе добродетели, а просто живет себе и фиксирует: вот согрешаю лицемерием, согрешаю завистью, болтливостью, еще чем-то; а проходит год, и он опять согрешает своим лицемерием, своей завистью, болтливостью, то есть никакого духовного процесса в нем не происходит, он не собирает себе сокровища духовного,- такой человек расточает. Поэтому Господь и говорит очень строгие слова: "Кто не со Мною, тот против Меня". Если человек постоянно не делает усилия, чтобы исполнить заповедь Божию, он является противником Христа.

"Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна",- пишет апостол Павел в Послании к Римлянам, которое мы сегодня читали. От какого сна? От сна греховного, лени нашей духовной. Живем как живется, и нет никакого желания скинуть с себя груз грехов. Ничего не делаем, палец о палец не ударяем, не прилагаем хотя бы маленького усилия, чтобы что-то изменить в своей душе. Конечно, сам человек не может свою душу изменить, что-то в ней поправить. Ни один механизм сам себя не может починить, обязательно нужна внешняя сила, нужен тот, кто сам этот механизм создал и может его починить, потому что знает, как он устроен. Так же и нас исправить может один Бог. И Он готов нас исправить, готов спасти от греха, для этого Он и на землю пришел.

Но мы не машины без души, мы свободные существа. Поэтому мы свободны либо дать Богу возможность в нас действовать, либо не дать. Господь не может действовать против нашей воли. Человеку, просившему: "Господи! если хочешь, можешь меня очистить", Господь сказал: "Хочу, очистись", потому что увидел, что он действительно желает очиститься. И пока Господь не увидит нашего искреннего, всепоглощающего желания, Он нас не очистит.

Многие считают, что надо сделать полтора миллиона добрых дел, прочитать сорок восемь тысяч кафизм, двадцать восемь тысяч раз причаститься - и всё, они войдут в Царствие Небесное. А еще обязательно надо назвать на исповеди все грехи, потому что если не назвал, значит, они не прощеные. Как будто если человек назвал грех, в этом есть уже прощение. Нет, не надо обольщаться. Прощеный грех - это тот, который перестал существовать. А как может грех перестать существовать в сердце человека? Только одним образом: если придет благодать Божия и исцелит его от этого греха. Но Бога нельзя вынудить, чтобы Он пришел, это невозможно. Сколько лоб ни расшибай, Бога не заставишь. Что же нужно, чтобы благодать Божия пришла? Нужно устремление, нужна жажда чистоты. "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся". "Правда" по-славянски значит праведность. Только тот, кто жаждет праведной жизни, насытится благодатию Божией. А у кого этой жажды нет, тот не насытится.

Очищение наше совершается благодатию Божией, но мы изгоняем из себя благодать, когда погружаемся в греховную грязь. И дальше Господь говорит: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем". Это, конечно, надо понимать не юридически. Своей греховной жизнью каждый из нас хулит Бога. Господь пришел, дал заповеди, и когда человек, будучи христианином и имея наглость носить на себе крест, поступает противно заповедям Христовым, согрешает по неразумию, по недоумению, по глупости, по несдержанности, по страстности своей - это есть хула на Сына Божия. Но Господь говорит, что этот грех может быть прощен. Не прощается хула на Духа Святаго - когда человек знает, что он грешит, и все-таки продолжает грешить. Не по немощи, не по забвению, не по неразумию, не по слабости своей - а делает грех сознательно, то есть сознательно изгоняет из своей души Духа Святаго. И такой грех, сказал Господь, не простится ни в этом веке и ни в будущем. Это не потому, что Господь такой злой, такой страшный Судия и хочет всех погубить. Нет, просто человек, который изгоняет из своего сердца благодать Святаго Духа, не может исцелиться от грехов, потому что они исцеляются только благодатию Божией. Поэтому он и не получает прощения, то есть очищения. А раз человек не получает очищения, значит, он не наследует Царствие Небесное.

"Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду". Господь Иисус Христос тысяча девятьсот восемьдесят семь лет тому назад родился, вырос, крестился от Иоанна, постился сорок дней в пустыне, а потом вышел на проповедь и все рассказал, как нам нужно жить и что нам нужно делать. И если мы веруем, что Иисус Христос был не просто человек, а Сын Божий, сшедший с небес, если мы признаем Его слова, то есть плоды, которые Он принес, истинными - тогда и делать должны так, как Он велел. А то получается, что в Иисуса Христа мы вроде веруем, а плоды не признаем, живем так, как живется, делаем то, что хочется.

И в результате следующие слова Господа обращены к нам: "Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста". Господь не говорит нам: "Дети Божии", а говорит: "Порождения ехиднины!" (ехидна - это ядовитая змея). Поэтому когда мы называем себя верующими, мы лжем, и когда мы носим на себе крест, мы тоже лжем. Ведь мы человека, который крест на себя не надел, готовы растерзать на части, хотя в Писании сказано, что любовь не делает ближнему зла. А мы только постоянно к другим пристаем, ищем своего, друг друга укоряем, шпыняем, указываем, учим. Потому мы и не являемся детьми Божиими, что, сколько нам ни говори, что этого делать нельзя, мы делаем все равно, настырно. Значит, мы расточаем то сокровище, которое дал нам Господь. Мы в крещении получили благодать - и вместо того, чтобы ее собирать, принимать благодать на благодать, чтобы она в нашем сердце росла, приумножалась, чтоб от нее и другие люди питались, мы эту благодать расточаем, втаптываем в грязь; мы все делаем наоборот, противно заповедям Божиим.

"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься". Добрый человек, он и говорит доброе, и голос его добр. А у злого человека и слова его злы, и говорит он злобно. "От избытка сердца говорят уста", то есть что в сердце человека, то и в его словах, и в его глазах, и в поступках - во всех его проявлениях. А Царство Небесное - это Царство святых. Как же может злое существо туда войти? Поэтому суд заключается не в том, что Господь нас судит, а мы сами себя судим, мы сами себе определяем место, где нам быть. И каждый из нас, глядя на себя, увидит в сердце своем куда больше зла, чем добра, куда больше противления Богу, чем любви к Нему. От этого впору ужаснуться и впасть в отчаяние, но милость Божия велика: ни один самый злой, самый гнусный и страшный человек не оставлен у Бога. Господь пришел на землю спасти не праведников, но грешников. Поэтому любой самый распроклятый поганец, который существует на свете - а все мы таковы,- имеет великую надежду, что Сам Господь Иисус Христос пришел на землю и пострадал от этих поганцев только с одной целью: чтобы они изменились, чтобы они из злых стали добрыми, из лукавых - прямодушными, из жадных - щедрыми, из блудных - целомудренными, из раздражительных - терпеливыми, из тех, которые гребут все только под себя и хотят заставить весь мир служить себе, стали такими, которые, наоборот, желали бы другим помочь и самих себя на службу отдать.

И претворить нас из тех, какие мы есть, в людей лучших можно только благодатью Божией. Как же нам эту благодать Божию привлечь? Начало этому положено уже в святом крещении, в котором человек благодать Божию получает. После крещения сразу же совершается второе таинство - миропомазание, когда человеку подается дар Святаго Духа - святым миром ему запечатывают лоб, то есть мысли его, его глаза, ноздри, уши, руки, ноги и сердце. Отныне к человеку, который получил таинство миропомазания, сатана приблизиться не может - до тех пор, пока он сам сатану не впустит в свое сердце. Поэтому человек, крестившись, становится воином против всей силы вражеской. Дьявол может только соблазнять, только предлагать, а человек может отвергать: я христианин, я крестился, на мне крест Христов, я не хочу никаких сатанинских действий, Господи, Ты мне помоги. И если он каждый раз будет так расправляться со всеми своими греховными желаниями, со всеми своими помыслами, то он всегда выйдет победителем, потому что с ним будет благодать Божия.

Как происходит процесс приобретения благодати Божией? Возьмем простой пример: верующий человек оказался в компании людей, которые в церковь не ходят, Богу не молятся и не знают благодати Божией. И вот ему предлагают нечто, что противно учению Христову. Допустим, начинают кого-то осуждать и ищут у него поддержки. И хотя по расположению своего сердца он также готов осудить, но он вспоминает, что Господь сказал: "Не судите, да не судимы будете", "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься",- и ставит препятствие на пути этому греху. Он говорит: "Господи, Ты мне помоги, чтоб мне не осуждать".