«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В человеке в этот момент борются две силы: человекоугодие и любовь ко Христу. К чему он склонится? Если к своим друзьям, которые подбивают его на грех, тогда он потеряет благодать Божию; а если он все-таки упорно склонится на сторону Господа Иисуса Христа, то получит крупицу благодати Божией. И так всегда. Вот меня обидели - если я простил, я получу благодать Божию; если я желаю отомстить, я благодать Божию теряю. И наша жизнь из этого и складывается: либо мы делаем шажок в сторону Царствия Небесного, либо откатываемся назад. Идти в храм или не идти? Пойду - получу благодать Божию, не пойду - ничего не получу, а, может быть, потеряю и то, что имею. Причащаться или не причащаться? Читать Евангелие или не читать? Сделать доброе дело или не сделать? Помолиться или нет? Помолюсь - получу благодать Божию, не буду молиться, лень мне - не получу благодати Божией, а, может быть, мне еще дьявол какой-то помысл будет вкладывать и я совершу падение.

То есть жизнь наша - это постоянная борьба. Федор Михайлович Достоевский так и говорил, что в сердце человека Христос с сатаной борется. Каждый христианин является воином Христовым. И если мы боремся, если просим у Бога помощи, то будем всегда выходить победителями. И так постепенно, день за днем, месяц за месяцем, год за годом, десятилетия за десятилетиями всегда находясь в этой битве, мы будем продвигаться к Царствию Небесному. Если же мы будем жить, как люди живут, вот что хочу, то и делаю: хочу спать - сплю, не хочу спать - не сплю, хочу - телевизор смотрю, не хочу - не смотрю, меня обидели - значит, я обругал, меня оклеветали - я вдвойне, у меня попросили - я не дал, мне нахамили - я трижды нахамил в ответ; если мы так будем жить, то никакого Царствия Небесного не увидим, потому что Царствие Небесное заключается в том, чтобы всю свою природу, поврежденную грехом, переквасить, исправить с помощью благодати Божией.

Вот этому и учил преподобный Серафим Саровский, память которого мы сегодня празднуем. Он говорил, что цель христианской жизни - это стяжание Духа Святаго. А если Духа Святаго мы не получим в сердце своем, то жизнь наша прошла напрасно, и мы, как прочие люди, пойдем в преисподнюю, неважно, крещеные мы или некрещеные. Это играет только такую роль, что крещеный будет в преисподней гораздо ниже, чем некрещеный. Господь сказал: "Тот, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше". Поэтому с нас спрос гораздо больше, и за каждое слово Божие, которое мы прочитываем, Господь с нас будет спрашивать. Как, ты Евангелие читал? Там же все написано, что ж ты не делал? Если ты признаешь Иисуса Христа, признаешь, что Его слово истинное, тогда почему ты не подчиняешься? Почему ты живешь по-своему, как твоя собственная наглость тебе велит? Почему ты не покоряешься воле Божией?

И надо нам воле Божией покоряться и изо всех сил жизнь свою стараться исправить. Конечно, на этом пути много будет ошибок, заблуждений, потому что мы не сразу можем понять слова Христовы. Для этого нужно нам в храм ходить, просвещаться умом. У каждого пришедшего сюда, конечно, свои цели, но какая-то часть из нас все же хотя бы теоретически желает Царствия Небесного. И все мы, ищущие Царствия Небесного, общей церковной молитвой устремляемся к Богу, обращаемся к Нему, участвуем в одной Божественной Трапезе, причащаемся из одной Чаши, чтоб нам научиться любви, чтоб нам научиться соединяться друг с другом и с Богом, чтоб нам не быть всем поврозь, каждому за себя, а следовать этой главной заповеди - любви к Богу и любви к ближнему.

Если мы делаем это усилие, то постепенно наше сердце начинает исправляться. Многие думают: вот прошло пять лет, а вроде я такой же, как был. А некоторые говорят: я даже более грешный стал, чем раньше. На самом деле нет, просто приходит благодать Божия в наше сердце, пусть маленькая, пусть крупинка, и эта благодать показывает нам наши грехи. Чем дальше человек от Бога, тем меньше он видит в себе грехов, а тот, кто не знает Бога, вообще не считает себя грешным. Но даже если человек уверовал в Бога, а благодати Божией не имеет, то для него покаяться - это целая проблема; он не знает, в чем он грешен, ему кажется, что он живет как все. И не понимает человек, что жить как все - это хуже убийства, хуже воровства, хуже всякого страшного блуда.

Вот зарубил человек топором соседа - и опомнился: что ж я наделал, какой же я окаянный, Господи, Ты прости меня! А другой играет в домино на лавочке и не понимает, что он в аду находится. Вот ужас-то! Хотя вроде бы какое зло? Костяшки себе передвигает и смотрит, "рыба" там или не "рыба". Но любое самое безобидное дело становится самым страшным грехом, потому что кто не собирает, тот расточает. Убийца в тюрьме отсидит, покается, Господь его простит, и он может жизнь сначала начать. А тот, кто не покается, не может начать новую жизнь, потому что это возможно тогда, когда человек осознал, что старая безнадежно плоха. А если и так все хорошо: сыт, пьян и нос в табаке - чего еще желать?

Новая жизнь может начаться только с покаяния, с глубокого осознания своей негодности. Мы провалились в греховную пропасть, и из нее нас никто, кроме Господа Иисуса Христа, не вытащит. Поэтому будем молиться, будем просить Бога, чтобы Он нас не оставил Своей благодатью, и будем стараться жить так, чтобы благодать Божию из своего сердца не изгонять, а, наоборот, прибавлять и приумножать. Так к концу жизни мы сможем стяжать благодать Святаго Духа. И если стяжем ее в той мере, которую Господь нам уготовал, тогда каждый из нас получит обитель в Царствии Небесном. А если нет, то, как в притче о десяти девах говорится, двери Царствия Небесного закроются перед нами и, хотя мы будем стучать туда и говорить: "Господи, открой нам", Он нам скажет: "Отойдите, Я не знаю даже, кто вы такие".

Поэтому все зависит от нас. Что от Бога зависело, Он все сделал. Кто из нас сотворил землю? Кто из нас сотворил горы, реки, солнце, коров, овец, которых мы едим? Мы сами можем только портить то, что дал Господь. Мы можем только все извратить, что мы и сделали. Нам дана была такая прекрасная планета, удивительная, какой нет нигде, ни в нашей солнечной системе, ни в какой другой. И во что мы ее превратили? В помойку, где невозможно ни дышать, ни пить, ни есть - все отравлено. Вот что мы можем, да еще превозносимся, какие мы великие, да какие мы знающие, да какая у нас наука, какое искусство. А сами все только испортили, изгадили, отравили, потому что то, что у нас в душе, то и выплескивается наружу. А еще сетуем, что погода плохая, что землетрясения.

Вообще удивительно, как земля еще нас держит. Все население земли, три миллиарда, забыло Бога. Живут как хотят, делают что угодно, такие страшные грехи, что Господь и болезни насылает на людей, и стихийные бедствия, чтобы как-то опомнились, поняли, что не в деньгах только жизнь, не в том, чтоб доставлять себе самые похабные, гнусные удовольствия - а в стяжании благодати Духа Святаго. Но про Дух Святой многие даже и не слышали. И что Христос на землю приходил, до этого и дела никому никакого нет: живут, зубоскалят, музычку слушают, объедаются, блудят и думают, что терпение Божие без конца будет простираться. Нет, "наступил уже час пробудиться нам от сна".

Поэтому если мы, верующие во Христа, православные христиане, не проснемся от сна, ну что ж от остальных людей требовать? Все начинается с нас, мы есть соль земли, а если соль потеряла свою силу, на что мы тогда годимся, как только выбросить нас вон, как Господь сказал. Поэтому на каждом из нас есть ответственность не только за себя, не только за своих детушек, не только за свою жену, за своего мужа - а на нас лежит ответственность за всю землю, потому что, раз Господь нам даровал веру, мы должны жить по этой вере. У других людей, у несчастных, у них этой веры нету. И кто из нас может сказать: я сам себе заработал мою веру в Бога? Никто. Вера - это чудо. В один прекрасный момент просыпается утром человек и сознает, что он верует. Какое это счастье! Ведь миллиарды людей не имеют веры. Какое это страшное убожество - быть слепым. Как это страшно! А нам вера дана. И вместо того, чтобы эту веру приумножать, идти навстречу нашему Богу, мы совершаем греховные поступки и отвергаем благодать Божию.

Поэтому мы должны быть верными учениками Христа Спасителя нашего. Он скоро придет на землю еще раз, и, может быть, мы встретим Его, может быть, мы доживем до этого блаженного дня. И чтобы нам не стыдно было посмотреть в глаза Его; чтобы Он нас собрал от всех четырех ветров на встречу с Ним, и поставил с правой стороны, и сказал: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство"; чтоб Он не отверг нас, нам нужно стяжать благодать Духа Святаго.

Поэтому не будем тратить время зря в пустых разговорах и в поисках каких-то глупых удовольствий и услаждений. Единственная у нас есть радость - это благодать Святаго Духа. Как апостол Павел говорит: "Не упивайтесь вином... но исполняйтесь Духом". Выше этого блаженства, обладания Духом Святым, нет ничего на свете. И чем скорее Пресвятая Троица поселится в нашей душе, тем больше мы сможем пользы принести и ближним нашим, и нашим сродникам, и нашим соотечественникам, и всему миру, и вселенной.

Если бы наша вера была крепка, то последний день нашей земли и нашей вселенной отодвинулся бы еще назад ради тех избранных, которые еще придут. Но мы оскудели верой и поэтому приближаемся к моменту, когда вся вселенная скрутится опять, как свиток, вся земля поколеблется, звезды спадут с неба, и придет Господь в силе, со ангелами Своими на последний суд. И каковыми мы окажемся на этом Страшном суде, зависит от того, стяжаем мы благодать Святаго Духа или нет. Аминь.

Крестовоздвиженский храм,