«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Очищение наше совершается благодатию Божией, но мы изгоняем из себя благодать, когда погружаемся в греховную грязь. И дальше Господь говорит: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем". Это, конечно, надо понимать не юридически. Своей греховной жизнью каждый из нас хулит Бога. Господь пришел, дал заповеди, и когда человек, будучи христианином и имея наглость носить на себе крест, поступает противно заповедям Христовым, согрешает по неразумию, по недоумению, по глупости, по несдержанности, по страстности своей - это есть хула на Сына Божия. Но Господь говорит, что этот грех может быть прощен. Не прощается хула на Духа Святаго - когда человек знает, что он грешит, и все-таки продолжает грешить. Не по немощи, не по забвению, не по неразумию, не по слабости своей - а делает грех сознательно, то есть сознательно изгоняет из своей души Духа Святаго. И такой грех, сказал Господь, не простится ни в этом веке и ни в будущем. Это не потому, что Господь такой злой, такой страшный Судия и хочет всех погубить. Нет, просто человек, который изгоняет из своего сердца благодать Святаго Духа, не может исцелиться от грехов, потому что они исцеляются только благодатию Божией. Поэтому он и не получает прощения, то есть очищения. А раз человек не получает очищения, значит, он не наследует Царствие Небесное.

"Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду". Господь Иисус Христос тысяча девятьсот восемьдесят семь лет тому назад родился, вырос, крестился от Иоанна, постился сорок дней в пустыне, а потом вышел на проповедь и все рассказал, как нам нужно жить и что нам нужно делать. И если мы веруем, что Иисус Христос был не просто человек, а Сын Божий, сшедший с небес, если мы признаем Его слова, то есть плоды, которые Он принес, истинными - тогда и делать должны так, как Он велел. А то получается, что в Иисуса Христа мы вроде веруем, а плоды не признаем, живем так, как живется, делаем то, что хочется.

И в результате следующие слова Господа обращены к нам: "Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста". Господь не говорит нам: "Дети Божии", а говорит: "Порождения ехиднины!" (ехидна - это ядовитая змея). Поэтому когда мы называем себя верующими, мы лжем, и когда мы носим на себе крест, мы тоже лжем. Ведь мы человека, который крест на себя не надел, готовы растерзать на части, хотя в Писании сказано, что любовь не делает ближнему зла. А мы только постоянно к другим пристаем, ищем своего, друг друга укоряем, шпыняем, указываем, учим. Потому мы и не являемся детьми Божиими, что, сколько нам ни говори, что этого делать нельзя, мы делаем все равно, настырно. Значит, мы расточаем то сокровище, которое дал нам Господь. Мы в крещении получили благодать - и вместо того, чтобы ее собирать, принимать благодать на благодать, чтобы она в нашем сердце росла, приумножалась, чтоб от нее и другие люди питались, мы эту благодать расточаем, втаптываем в грязь; мы все делаем наоборот, противно заповедям Божиим.

"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься". Добрый человек, он и говорит доброе, и голос его добр. А у злого человека и слова его злы, и говорит он злобно. "От избытка сердца говорят уста", то есть что в сердце человека, то и в его словах, и в его глазах, и в поступках - во всех его проявлениях. А Царство Небесное - это Царство святых. Как же может злое существо туда войти? Поэтому суд заключается не в том, что Господь нас судит, а мы сами себя судим, мы сами себе определяем место, где нам быть. И каждый из нас, глядя на себя, увидит в сердце своем куда больше зла, чем добра, куда больше противления Богу, чем любви к Нему. От этого впору ужаснуться и впасть в отчаяние, но милость Божия велика: ни один самый злой, самый гнусный и страшный человек не оставлен у Бога. Господь пришел на землю спасти не праведников, но грешников. Поэтому любой самый распроклятый поганец, который существует на свете - а все мы таковы,- имеет великую надежду, что Сам Господь Иисус Христос пришел на землю и пострадал от этих поганцев только с одной целью: чтобы они изменились, чтобы они из злых стали добрыми, из лукавых - прямодушными, из жадных - щедрыми, из блудных - целомудренными, из раздражительных - терпеливыми, из тех, которые гребут все только под себя и хотят заставить весь мир служить себе, стали такими, которые, наоборот, желали бы другим помочь и самих себя на службу отдать.

И претворить нас из тех, какие мы есть, в людей лучших можно только благодатью Божией. Как же нам эту благодать Божию привлечь? Начало этому положено уже в святом крещении, в котором человек благодать Божию получает. После крещения сразу же совершается второе таинство - миропомазание, когда человеку подается дар Святаго Духа - святым миром ему запечатывают лоб, то есть мысли его, его глаза, ноздри, уши, руки, ноги и сердце. Отныне к человеку, который получил таинство миропомазания, сатана приблизиться не может - до тех пор, пока он сам сатану не впустит в свое сердце. Поэтому человек, крестившись, становится воином против всей силы вражеской. Дьявол может только соблазнять, только предлагать, а человек может отвергать: я христианин, я крестился, на мне крест Христов, я не хочу никаких сатанинских действий, Господи, Ты мне помоги. И если он каждый раз будет так расправляться со всеми своими греховными желаниями, со всеми своими помыслами, то он всегда выйдет победителем, потому что с ним будет благодать Божия.

Как происходит процесс приобретения благодати Божией? Возьмем простой пример: верующий человек оказался в компании людей, которые в церковь не ходят, Богу не молятся и не знают благодати Божией. И вот ему предлагают нечто, что противно учению Христову. Допустим, начинают кого-то осуждать и ищут у него поддержки. И хотя по расположению своего сердца он также готов осудить, но он вспоминает, что Господь сказал: "Не судите, да не судимы будете", "От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься",- и ставит препятствие на пути этому греху. Он говорит: "Господи, Ты мне помоги, чтоб мне не осуждать".

В человеке в этот момент борются две силы: человекоугодие и любовь ко Христу. К чему он склонится? Если к своим друзьям, которые подбивают его на грех, тогда он потеряет благодать Божию; а если он все-таки упорно склонится на сторону Господа Иисуса Христа, то получит крупицу благодати Божией. И так всегда. Вот меня обидели - если я простил, я получу благодать Божию; если я желаю отомстить, я благодать Божию теряю. И наша жизнь из этого и складывается: либо мы делаем шажок в сторону Царствия Небесного, либо откатываемся назад. Идти в храм или не идти? Пойду - получу благодать Божию, не пойду - ничего не получу, а, может быть, потеряю и то, что имею. Причащаться или не причащаться? Читать Евангелие или не читать? Сделать доброе дело или не сделать? Помолиться или нет? Помолюсь - получу благодать Божию, не буду молиться, лень мне - не получу благодати Божией, а, может быть, мне еще дьявол какой-то помысл будет вкладывать и я совершу падение.

То есть жизнь наша - это постоянная борьба. Федор Михайлович Достоевский так и говорил, что в сердце человека Христос с сатаной борется. Каждый христианин является воином Христовым. И если мы боремся, если просим у Бога помощи, то будем всегда выходить победителями. И так постепенно, день за днем, месяц за месяцем, год за годом, десятилетия за десятилетиями всегда находясь в этой битве, мы будем продвигаться к Царствию Небесному. Если же мы будем жить, как люди живут, вот что хочу, то и делаю: хочу спать - сплю, не хочу спать - не сплю, хочу - телевизор смотрю, не хочу - не смотрю, меня обидели - значит, я обругал, меня оклеветали - я вдвойне, у меня попросили - я не дал, мне нахамили - я трижды нахамил в ответ; если мы так будем жить, то никакого Царствия Небесного не увидим, потому что Царствие Небесное заключается в том, чтобы всю свою природу, поврежденную грехом, переквасить, исправить с помощью благодати Божией.

Вот этому и учил преподобный Серафим Саровский, память которого мы сегодня празднуем. Он говорил, что цель христианской жизни - это стяжание Духа Святаго. А если Духа Святаго мы не получим в сердце своем, то жизнь наша прошла напрасно, и мы, как прочие люди, пойдем в преисподнюю, неважно, крещеные мы или некрещеные. Это играет только такую роль, что крещеный будет в преисподней гораздо ниже, чем некрещеный. Господь сказал: "Тот, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше". Поэтому с нас спрос гораздо больше, и за каждое слово Божие, которое мы прочитываем, Господь с нас будет спрашивать. Как, ты Евангелие читал? Там же все написано, что ж ты не делал? Если ты признаешь Иисуса Христа, признаешь, что Его слово истинное, тогда почему ты не подчиняешься? Почему ты живешь по-своему, как твоя собственная наглость тебе велит? Почему ты не покоряешься воле Божией?

И надо нам воле Божией покоряться и изо всех сил жизнь свою стараться исправить. Конечно, на этом пути много будет ошибок, заблуждений, потому что мы не сразу можем понять слова Христовы. Для этого нужно нам в храм ходить, просвещаться умом. У каждого пришедшего сюда, конечно, свои цели, но какая-то часть из нас все же хотя бы теоретически желает Царствия Небесного. И все мы, ищущие Царствия Небесного, общей церковной молитвой устремляемся к Богу, обращаемся к Нему, участвуем в одной Божественной Трапезе, причащаемся из одной Чаши, чтоб нам научиться любви, чтоб нам научиться соединяться друг с другом и с Богом, чтоб нам не быть всем поврозь, каждому за себя, а следовать этой главной заповеди - любви к Богу и любви к ближнему.

Если мы делаем это усилие, то постепенно наше сердце начинает исправляться. Многие думают: вот прошло пять лет, а вроде я такой же, как был. А некоторые говорят: я даже более грешный стал, чем раньше. На самом деле нет, просто приходит благодать Божия в наше сердце, пусть маленькая, пусть крупинка, и эта благодать показывает нам наши грехи. Чем дальше человек от Бога, тем меньше он видит в себе грехов, а тот, кто не знает Бога, вообще не считает себя грешным. Но даже если человек уверовал в Бога, а благодати Божией не имеет, то для него покаяться - это целая проблема; он не знает, в чем он грешен, ему кажется, что он живет как все. И не понимает человек, что жить как все - это хуже убийства, хуже воровства, хуже всякого страшного блуда.

Вот зарубил человек топором соседа - и опомнился: что ж я наделал, какой же я окаянный, Господи, Ты прости меня! А другой играет в домино на лавочке и не понимает, что он в аду находится. Вот ужас-то! Хотя вроде бы какое зло? Костяшки себе передвигает и смотрит, "рыба" там или не "рыба". Но любое самое безобидное дело становится самым страшным грехом, потому что кто не собирает, тот расточает. Убийца в тюрьме отсидит, покается, Господь его простит, и он может жизнь сначала начать. А тот, кто не покается, не может начать новую жизнь, потому что это возможно тогда, когда человек осознал, что старая безнадежно плоха. А если и так все хорошо: сыт, пьян и нос в табаке - чего еще желать?

Новая жизнь может начаться только с покаяния, с глубокого осознания своей негодности. Мы провалились в греховную пропасть, и из нее нас никто, кроме Господа Иисуса Христа, не вытащит. Поэтому будем молиться, будем просить Бога, чтобы Он нас не оставил Своей благодатью, и будем стараться жить так, чтобы благодать Божию из своего сердца не изгонять, а, наоборот, прибавлять и приумножать. Так к концу жизни мы сможем стяжать благодать Святаго Духа. И если стяжем ее в той мере, которую Господь нам уготовал, тогда каждый из нас получит обитель в Царствии Небесном. А если нет, то, как в притче о десяти девах говорится, двери Царствия Небесного закроются перед нами и, хотя мы будем стучать туда и говорить: "Господи, открой нам", Он нам скажет: "Отойдите, Я не знаю даже, кто вы такие".