«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Поэтому все зависит от нас. Что от Бога зависело, Он все сделал. Кто из нас сотворил землю? Кто из нас сотворил горы, реки, солнце, коров, овец, которых мы едим? Мы сами можем только портить то, что дал Господь. Мы можем только все извратить, что мы и сделали. Нам дана была такая прекрасная планета, удивительная, какой нет нигде, ни в нашей солнечной системе, ни в какой другой. И во что мы ее превратили? В помойку, где невозможно ни дышать, ни пить, ни есть - все отравлено. Вот что мы можем, да еще превозносимся, какие мы великие, да какие мы знающие, да какая у нас наука, какое искусство. А сами все только испортили, изгадили, отравили, потому что то, что у нас в душе, то и выплескивается наружу. А еще сетуем, что погода плохая, что землетрясения.

Вообще удивительно, как земля еще нас держит. Все население земли, три миллиарда, забыло Бога. Живут как хотят, делают что угодно, такие страшные грехи, что Господь и болезни насылает на людей, и стихийные бедствия, чтобы как-то опомнились, поняли, что не в деньгах только жизнь, не в том, чтоб доставлять себе самые похабные, гнусные удовольствия - а в стяжании благодати Духа Святаго. Но про Дух Святой многие даже и не слышали. И что Христос на землю приходил, до этого и дела никому никакого нет: живут, зубоскалят, музычку слушают, объедаются, блудят и думают, что терпение Божие без конца будет простираться. Нет, "наступил уже час пробудиться нам от сна".

Поэтому если мы, верующие во Христа, православные христиане, не проснемся от сна, ну что ж от остальных людей требовать? Все начинается с нас, мы есть соль земли, а если соль потеряла свою силу, на что мы тогда годимся, как только выбросить нас вон, как Господь сказал. Поэтому на каждом из нас есть ответственность не только за себя, не только за своих детушек, не только за свою жену, за своего мужа - а на нас лежит ответственность за всю землю, потому что, раз Господь нам даровал веру, мы должны жить по этой вере. У других людей, у несчастных, у них этой веры нету. И кто из нас может сказать: я сам себе заработал мою веру в Бога? Никто. Вера - это чудо. В один прекрасный момент просыпается утром человек и сознает, что он верует. Какое это счастье! Ведь миллиарды людей не имеют веры. Какое это страшное убожество - быть слепым. Как это страшно! А нам вера дана. И вместо того, чтобы эту веру приумножать, идти навстречу нашему Богу, мы совершаем греховные поступки и отвергаем благодать Божию.

Поэтому мы должны быть верными учениками Христа Спасителя нашего. Он скоро придет на землю еще раз, и, может быть, мы встретим Его, может быть, мы доживем до этого блаженного дня. И чтобы нам не стыдно было посмотреть в глаза Его; чтобы Он нас собрал от всех четырех ветров на встречу с Ним, и поставил с правой стороны, и сказал: "Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство"; чтоб Он не отверг нас, нам нужно стяжать благодать Духа Святаго.

Поэтому не будем тратить время зря в пустых разговорах и в поисках каких-то глупых удовольствий и услаждений. Единственная у нас есть радость - это благодать Святаго Духа. Как апостол Павел говорит: "Не упивайтесь вином... но исполняйтесь Духом". Выше этого блаженства, обладания Духом Святым, нет ничего на свете. И чем скорее Пресвятая Троица поселится в нашей душе, тем больше мы сможем пользы принести и ближним нашим, и нашим сродникам, и нашим соотечественникам, и всему миру, и вселенной.

Если бы наша вера была крепка, то последний день нашей земли и нашей вселенной отодвинулся бы еще назад ради тех избранных, которые еще придут. Но мы оскудели верой и поэтому приближаемся к моменту, когда вся вселенная скрутится опять, как свиток, вся земля поколеблется, звезды спадут с неба, и придет Господь в силе, со ангелами Своими на последний суд. И каковыми мы окажемся на этом Страшном суде, зависит от того, стяжаем мы благодать Святаго Духа или нет. Аминь.

Крестовоздвиженский храм,

1 августа 1987 года

Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением

Если волос с головы человека не падает без воли Божией, то тем более явление в мир человека также связано с промыслом Божиим. Поэтому каждый из нас имеет в мире определенное предназначение. И если бы все люди это предназначение исполняли, то у нас была бы совершенно иная жизнь, чем та, которую мы имеем сейчас. Наша жизнь представляет собой хаос из-за того, что каждый человек творит свою волю. Во всем остальном мире - мире планет, мире животных, микромире, мире атомов,- который подчиняется промыслу Божию, все пребывает в порядке и в гармонии, человеческое же общество находится в постоянной дисгармонии на разных уровнях: государства между собой ссорятся до драки, жены и мужья между собой ссорятся до драки, дети между собой ссорятся до драки - и так во всем людском организме.

Человек - самое высшее творение Божие, удивительное существо, а живет совершенно страшно, хуже коров, хуже крокодилов, хуже насекомых. Отчего так происходит? Оттого, что все насекомые существуют в рамках инстинкта, их жизнь строго регламентирована волей Божией, у них нет никакой свободы: как родился майским жуком, так и остался майским жуком, и всю жизнь прожил именно так, как заранее предопределил Господь. Каждый муравей знает, чт'о ему делать; каждая пчела знает, чт'о ей делать; каждый тигр и носорог знают, чт'о им делать, совершенно не задумываясь. А высшее творение Божие, человек, имеет свободу, он может так поступить, а может этак. И к сожалению, все время поступает этак, то есть не так, как угодно Богу. И из-за этого хаос, из-за этого склоки, драки, убийства, воровство друг у друга. Чего только нет в человеческом обществе, даже такие грехи, которые в животном мире просто немыслимы. Например, мать убивает собственных детей. Такого в животном мире не бывает, потому что иначе бы этот мир погиб. Но животный мир погибает только из-за уничтожения его людьми. Вот такой непорядок наблюдается.

Конечно, Господь видит этот непорядок, хотя многие безумцы говорят: как же Бог терпит такое? Во-первых, терпение Божие не сравнимо с нашим терпением. На то Он и Бог, что в Нем в избытке имеются все мыслимые добродетели. А терпение - это действительно добродетель, и она у Бога также в превосходной степени. Что же дает Ему возможность нас терпеть? Его любовь к нам. Господь всеми силами хочет нас спасти от того чудовищного состояния, в котором мы все пребываем. Если корова не идет в хлев, современный среднестатистический крестьянин берет хворостину, палку, а иногда и ногой в живот - и она идет туда, куда он ей указывает. Но Господь милосерд, Бог есть любовь, Он так поступать с нами не может, это противно Его существу. Господь может только призывать. И сегодня мы читали о том, как Господь начал нас призывать.

У евангелиста Марка сказано: "Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия". Начало Евангелия - то есть на земле впервые зазвучала благая весть о том, каким образом каждый человек, живущий на земле, в Палестине ли, в Гренландии, где угодно, может выйти из своего чудовищного состояния. "Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". Это из пророка Малахии. За много веков до пришествия в мир Христа Спасителя и Иоанна Предтечи он говорил о том, что придет избавление, придет Спаситель. И Господь специально послал пророка Иоанна, который от чрева матери был предназначен к тому, чтобы приготовить путь, пришествие Христа Спасителя, и называл себя "гласом вопиющего в пустыне".