«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Поэтому будем стараться молиться долго, молиться с величайшим терпением, учиться глубочайшему смирению для того, чтобы наша молитва была услышана. Ведь если наше прошение не исполняется, то это не потому, что Господь не хочет его исполнить. Молитва наша бывает без плода, потому что в ней еще нет достаточной веры и смирения. А когда вера и смирение будут у нас в нужной степени, именно в той, какой хочет от нас Господь, тогда молитва наша и будет исполнена, только тогда. Этому как раз и учит сегодняшнее Евангелие. Но не только этому.

Когда ученики спросили у Него: Господи, а почему же мы не могли его исцелить? - Господь сказал: род сей изгоняется только молитвой и постом. И этот ответ Его относится ко всем нам, потому что каждый из нас в свою меру тоже бесноватый, у каждого бесы душу его посещают: бес сомнения, например, бес уныния, отчаяния, обжорства, лукавства, блуда, злобы, жадности,- когда мы заглянем в свою душу, там много всяких бесов. И если этого отрока бес пытался то в огонь, то в воду бросить, чтобы его погубить, то бесы, которые воюют в нас, для того, чтобы нашу душу тоже погубить, внушают нам всякие мысли. И мы часто вместо того, чтобы бороться с этими бесами, им поддаемся, потому что мысли, которые они нам внушают, мы считаем нашими собственными. Поэтому каждый из нас тоже нуждается в освобождении ото всего бесовского. И вот Господь нам дает прекрасный ответ: род сей изгоняется молитвой и постом.

Возьмем в пример какого-нибудь беса - допустим, раздражения. Каждый из нас в той или иной степени этим бесом одержим, и Господь хочет, чтобы мы от него избавились. Как же Он нам в этом помогает? Обязательно к каждому человеку, который одержим бесом раздражения, приставляется некто, кто его постоянно раздражает, и этот некто будет все время рядом с ним - таков промысл Божий. Нам хочется избавиться от этого человека, нам хочется, чтобы он пропал, ушел, заболел, чтобы больше его не видеть. Но если он уйдет, то мы от беса никогда не избавимся, потому что, стоит раздражителю исчезнуть, как бес утихнет. Поэтому Господь так устраивает, что раздражитель всегда рядом с нами. И Господь ждет, когда же наконец мы поймем, что наше раздражение нужно не на этого человека или это обстоятельство изливать, которое нас раздражает, а, наоборот, на себя.

Как же происходит исцеление? Нужно непрестанно просить Бога о том, чтобы Господь избавил от раздражения, чтобы Он помог потерпеть, чтобы Он помог смириться, чтобы Он помог увидеть и доброе в этом человеке, а те линии его характера, его души, которые нас раздражают, чтобы они для нас не были так терзательны. Об этом нужно постоянно молиться Богу, молиться долго. А второе, что требуется,- это воздержание, то есть пост. Нам нужно постоянно воздерживаться. Что бы этот человек ни выделывал, как бы он себя ни вел, надо стараться изо всех сил, какие у нас только есть, на провокацию эту не поддаваться, потому что бес хочет, чтобы мы свое раздражение вылили - и тогда он от нас отступает.

Ведь избавиться от страдания можно двумя способами. Вот, например, меня мучает жажда. Как я могу избавиться от этого? Выпил воды - и сразу страдание прошло. А могу и усилием воли преодолеть эту жажду. Но если я выпью стакан воды, то через некоторое время опять захочу пить. А если я усилием воли преодолею жажду, то я пить не захочу, я отсеку это желание. Так же и с раздражением. Вот меня какой-то человек раздражает и все-таки вывел из себя: я его стукнул, или накричал на него, или если он для меня опасен, то я не стал ему ничего в глаза говорить, а когда он вышел за дверь, я про него сказал, что он такой-сякой, что он надоел, то есть излил пусть не на него, но еще на кого-то свое раздражение - и мне стало легче. Это называется зло сорвать. Каждый знает: срываешь зло - и сразу легче. Но вот он опять вошел - и опять раздражение. То есть облегчение бывает на секунду только, а потом мучаешься опять, и опять, и опять. И так день, два, месяц, год, десять лет. Спрашивается: не надоело ли? Если надоело, тогда надо это преодолевать. Нужно молиться за этого человека, нужно терпеть его, нужно изо всех сил стараться не раздражаться и не выливать свое раздражение ни на него, ни на кого другого. Тогда пройдет не пять, не десять лет, а год или полтора, и раздражение уйдет. Хотя этот путь более трудный, но более спасительный и эффективный. Вот чему учит нас сегодняшнее евангельское чтение.

А в конце этого Евангелия мы вдруг слышим: "Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись". Спрашивается, почему в рассказ об исцелении отрока входят слова о том, что Христу должно пострадать? Этим самым евангелист Марк и Святая Церковь напоминают нам, что жизнь духовная - это не курорт, а это есть сплошное страдание, потому что нужно постоянно себя перемалывать, постоянно себя переделывать, постоянно делать не то, что хочется, а то, что Бог велит. И это очень трудно и требует мужественной и твердой души. Поэтому Господь так и устроил премудро, что слова о Его крестном страдании завершают это Евангелие.

Так что если мы хотим избавиться от духов нечистых и если мы хотим, чтобы от этих духов избавились наши дети, наши внуки, наши племянники, наши мужья, наши жены и вообще все люди, которые нас окружают, то нам нужно настраиваться на то, чтобы учиться молиться и смиряться, нужно настраиваться на очень долгую внутреннюю борьбу с собой и на очень долгое терпение, потому что только через долготерпение в человеке возникает смирение. А уж когда возникает смирение, тогда возникает в нем истинная молитва. И если молитва эта будет сопряжена с истинной верой, то действительно гора сдвинется.

Но гору-то сдвинуть относительно легко, гораздо сложнее сдвинуть человека. Каждый из нас по опыту знает, что перемыть полы в доме намного легче, чем прочитать правило ко святому причащению, хотя вроде стоишь, читаешь, ничего не делаешь. Гораздо легче что-нибудь делать руками, чем своим сердцем. Поэтому гору сдвинуть с места на место - это ерунда, это не составляет большого труда. Гораздо труднее передвинуть человека с пути плотского на путь духовный. Но и это возможно, и эти чудеса будет совершать Господь по нашей молитве и по нашей вере.

Поэтому нужно молиться Богу постоянно и долго, чтобы Господь нашу веру укрепил, укрепил и веру в промысл Божий, укрепил и терпение, научил нас смирению, чтобы наша молитва не осталась без плода и мы могли бы и сами от духов нечистых избавиться, и помочь близким нашим. Аминь.

Крестовоздвиженский храм,

20 марта 1988 года

Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской

За Божественной литургией мы читали два Евангелия и два Апостола: воскресное и посвященное Марии Египетской, память которой сегодня празднуется. Воскресное Евангелие от Марка повествует о том, что однажды, когда Господь Иисус Христос был на пути в Иерусалим, Он подозвал учеников и "начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет".