«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Крестовоздвиженский храм, 22 сентября 1984 года, вечер

Воскресное всенощное бдение

Поздравляю всех с Воскресением Христовым! Это главный церковный праздник. А еще каждые семь дней мы празднуем эту малую Пасху, потому что Христос воскресший есть наша Пасха, наш переход в новую жизнь. Накануне вечером читается Евангелие, которое рассказывает о воскресении. В сегодняшнем Евангелии от Марка говорится о том, что, "воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили".

Почему так произошло? Ведь Господь, когда ходил с учениками по Иудее, говорил, что Он для того и пришел, чтобы пострадать и воскреснуть в третий день. И вот Его распяли и к ученикам, которые собрались вместе и плакали и рыдали о своем Учителе, пришли люди и сказали, что Он воскрес, – причем не какие‑то люди посторонние, а их же собратья, ученики, – а они не поверили. Конечно, Петр, Фома Близнец и апостол Иуда (не Искариот, а другой Иуда) знали Марию Магдалину и знали, как она любит Христа, но в то же время не поверили ей. И когда Лука и Клеопа шли в Эммаус, встретили Господа, узнали Его в преломлении хлеба и тоже возвестили ученикам – они и тогда не поверили. И вдруг через какой‑то месяц с небольшим эти люди, о которых еще в самом конце Евангелия от Марка сказано, что они не верили в воскресение Христово, расходятся по всему миру и проповедуют Христово Евангелие. И десять из них отдают жизнь на этом поприще, то есть жертвуют самым дорогим, что есть у человека.

Как же так может быть? Что произошло за этот короткий отрезок в пятьдесят дней? Произошло то, что они родились свыше: в день Пятидесятницы на них излилась благодать Святаго Духа, и они стали совершенно другими людьми, принципиально другими.

Господь сказал апостолам: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет". То есть значит, что если крещение принять без веры или, допустим, креститься, а потом веру потерять, то человек будет осужден. Кем осужден, Богом ли? Нет, самим собой. Но кто‑то скажет: а чем я виноват, что не верую? меня папа и мама не научили. Оказывается, вера не всегда зависит от того, научили папа с мамой или нет. Многих людей очень скрупулезно вере учили, и они с детства знали "Отче наш". Мне недавно рассказали о женщине, которая в воскресной школе в отсутствие священника преподавала детям Закон Божий, то есть была не только верующей, но даже и законоучителем, а сейчас она совершенно не верует в Бога и в церковь ее не затащишь, хоть и старый уже человек.

Вера зависит от того, родился человек свыше или не родился. Что это означает? Все мы дети Адама, все происходим от одного человека. Но тем не менее о некоторых говорят, что они благородного происхождения. То есть был какой‑то человек в их роду, который его прославил, и печать этого славного чем‑то человека лежит на всем роде. Мало кто из нас знает, кто был наш прадед, мы в большинстве своем иваны, не помнящие родства, но печать рода, печать усыновления ему на нас лежит.

А рождение свыше – это печать усыновления человека Богом. Каждый живущий на земле находится в некоторых отношениях с Богом. Есть враги Божии, которые враждуют против Него. Есть люди, равнодушные к Богу, которые знают, что Он есть, но устраивают свою жизнь без Него. И есть еще люди, которые ищут Бога. Они чувствуют, что жизнь их протекает не по правде, и стремятся Бога найти. Но на этом пути встречается много тупиковых ситуаций; целые народы в поисках Бога забредали не туда. Не было на свете народа (в прошлом), который не имел бы никакой религии, потому что человеку это не свойственно. Человек – существо духовное, и он стремится к духовному. Каждая религия есть поиск Бога, и человек, ищущий Бога, примыкает к какому‑то пути. Но Бог так высок, что, оказывается, Его найти нельзя до тех пор, пока Он Сам не выйдет навстречу Своему творению. Человек о Боге может иметь только самое смутное, искаженное грехом представление и в силу этого наделяет Бога тем, что носит внутри себя. Поэтому возникали различные ложные религии. Например, какой‑нибудь шаманизм или древнее эллинское язычество, буддизм или индуизм, который искал Бога, а набрел на поклонение бесам.

Но христианство – это не религия, потому что Бог Сам пришел на землю и Сам дал Себя людям – дал потрогать Себя, дал Себя послушать, дал с Собой лично пожить. Вот мы славим сегодня Его Воскресение. Что Богу, Который создал всю бесконечную вселенную и Который гораздо больше ее, – что Ему было делать на земле? Зачем Он сюда пришел? Он пришел, чтобы умереть. Он знал, что Его приход на землю кончится смертью, и знал даже, какой смертью. Это все было в плане Божием. Христос умер, чтобы людям, которые живут на земле, дать истину, чтобы они больше не заблуждались, ходя по путям, не искали себе никаких иных религий. И с Его приходом нужда в религии – этой попытке связать человека с Богом – отпала.

Что же делал Господь, ходя по земле? Он созидал Церковь. Он выбрал Себе изо всего народа иудейского преданных Ему мужей и жен. Возникла иерархия: трое самых приближенных апостолов – Петр, Иаков и Иоанн, потом остальные из двенадцати, потом семьдесят. Каждый следующий круг был немножко дальше от Христа. Лука, который шел в Эммаус, был от семидесяти. Также и Марк, чье Евангелие мы читали, тоже не входил в число двенадцати самых близких учеников, а в число семидесяти. И Господь этих людей учил Царствию Божию; учил их тому, что Он есть Сын Божий, сшедший с небес, и что если они облекутся силою свыше и будут веровать в Его Воскресение, то станут Ему братьями. И раз они станут братьями Христу – а Христос есть Сын Божий, – то они таким образом усыновятся Богу Отцу, то есть будут детьми Божиими. Если считается высоким происхождение от какого‑то великого полководца, художника, писателя, то сколь выше благородство происхождения от Бога, звание Сына Божия! И Господь создал Церковь, чтобы из людей создать новый, духовный род.

Человек двухсоставен: он и духовный, и телесный. Духовное вечно, оно неистребимо. А все телесное, что есть у человека, через семьдесят‑восемьдесят лет умирает и становится пищей червям. Мы все, иваны, не помнящие родства, забыли своих сродников по плоти. Кто были наши предки в восемнадцатом веке, семнадцатом, пятом, втором, в десятом до нашей эры – мы этого не знаем, все это потеряно. И вот Господь дает нам новое родство, не по плоти, а по духу, то есть по духу усыновляется человек Богу. Так как Бог есть Дух, то и родство в Церкви – духовное. Господь создал новую, духовную семью, чтобы после смерти она не была отвержена от Бога, чтобы души людей не убегали в бесконечность, в холодное адское пространство, а, наоборот, приближались к Богу.

По какому же принципу человек усыновляется Богу? Начало усыновления – рождение в вечную жизнь, то есть крещение. "Иже веру имет и крестится, спасен будет". Мы знаем, что каждый человек после своего рождения на земле проходит некоторые определенные стадии своего бытия. Сначала, в младенчестве, он полностью зависит от своих родителей: хотят – обижают, хотят – жалеют, хотят – кормят, хотят – не кормят, хотят – ведут в церковь, хотят – к цветному телевизору или могут просто пойти пивка попить и его с собой прихватить. То есть ребенок раб, он не имеет собственной свободы воли. Когда он подрастает, его воля начинает развиваться, и он становится в другие отношения с родителями: отношения торговли. Скушай вот это, тогда я тебе дам вон то. Будь послушен, тогда я тебе на ночь почитаю. Убери за собой тарелку, тогда мы пойдем с тобой летом в зоопарк. Отношения "ты мне – я тебе". Потом наступает третья стадия, когда человек уже действует по своей свободе. Он либо хочет знать отца с матерью, либо не хочет. Хочет – с ними общается, не хочет – не общается; хочет – к ним в гости приходит, не хочет – не приходит; хочет – слушает их советы, а хочет – поступает наоборот; то есть он полностью свободен.

И в духовной жизни то же самое. Когда человек начинает веровать, он проходит три стадии развития. Первая стадия – раб: человек боится Бога. Бог его как бы заставляет приходить в церковь: болезнь какую‑нибудь попустит, несчастье, и человек оказывается словно насильно приведенным в церковь. Он здесь ничего не понимает, ничего не слышит, ему здесь тяжело, душно, ему здесь странно, дико, но он все‑таки стоит, потому что нуждается в Боге, как ребенок нуждается в родителях. Каждый день в храме половина таких людей, которые были притащены кем‑то или чем‑то: или каким‑то обстоятельством, или каким‑то человеком, или по чьим‑то молитвам. Иногда человек сам не знает почему: шел мимо и вдруг зашел.