Патриарх Кирилл (Гундяев)

Понимаю, как непросто дается порой решение возникающих перед молодыми вопросов. С одной стороны, круг неверующих или невоцерковленных друзей – самая естественная среда для проповеди, для свидетельства о Христе и Его Церкви. А подобное свидетельство может быть действенным только тогда, когда жизнь этих людей и их судьба тебе небезразличны, когда ты испытываешь к ним живой личный интерес. Фарисейское чувство превосходства: «…этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49) – перечеркивает всякую возможность послужить спасению окружающих. Дружеское общение с теми, кто во много мне похож на тебя, может, кроме всего прочего, стать хорошей школой будущего пастырства. Как можно идти по всему миру и проповедовать Евангелие (см. Мк.16:15), если ты не в состоянии найти нужные слова для просвещения тех, кого давно знаешь?

С другой стороны, инерция прежнего круга общения на каком–то этапе жизни иногда бывает непреодолимым искушением для человека, еще не утвердившегося в своей вере и в жизненном выборе. Может случиться, что не юноша, пришедший в Церковь, помогает близким людям идти вперед, а они тянут его назад. Иногда всякая основа для дружбы утрачивается – например, когда объединяющим началом была приверженность общему греху. Тогда уж «бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою» (Иер. 51:6). В таких случаях продолжение прежних отношений может стать той самой дружбой с миром, которая, по слову апостольскому, «есть вражда против Бога» (Иак. 4:4). Новообращенным юноше или девушке таких людей чаще всего обратить не под силу, а вот своей душе повредить они могут.

Именно потому, что молодые наиболее подвержены воздействию негативных, часто разлагающих форм современной массовой культуры, они требуют особого пастырского попечения, хотя нужный подход к их душам найти труднее – ведь надо понять сложные психологические проблемы, возникающие в душе молодого человека, даже воцерковленного…

Хорошо бы найти опытного духовника, который мог бы помочь в такой ситуации. Но и он, если до конца честен, не даст готовых ответов на все случаи жизни. Человеку самому придется отвечать за свой выбор перед Богом.

ВОЗМОЖНО ЛИ БЕСПРЕКОСЛОВНОЕ ПОСЛУШАНИЕ?

Из книги митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Вызовы современной цивилизации. Как отвечает на них Православная Церковь?» (М.: Даниловский благовестник‚ 2002)

– С духовниками у молодых людей нередко бывают проблемы. При решении жизненно важных вопросов они иногда испытывают давление со стороны некоторых священников. Как в таких случаях поступать, чтобы, с одной стороны, не впасть в своеволие, а с другой – не искалечить себе жизнь исполнением явно неприемлемых благословений?

– Такая ситуация – большая беда, связанная с достаточно широким распространением недобросовестного и некомпетентного духовничества. Когда пастырь переступает границы своего церковного послушания, он и сам тяжко согрешает, навлекая на себя гнев Божий, и своих духовных чад может искалечить духовно. Об этом ясно сказано в принятом в декабре 1998 года Определении Священного Синода о духовничестве. Тогда Священноначалие Церкви авторитетно напомнило духовникам, что «они призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина».

Не следует переносить на отношения мирянина со священником тот образец беспрекословного послушания, который возможен лишь в монастыре, во взаимоотношениях между послушником и его старцем. Синод указал, в частности, что совершенно недопустимо для пастырей «вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем–либо из пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета». И разумеется, столь же недопустимо настаивать на принятии монашества или священного сана «за послушание». Это в будущем может обернуться трагедией.

Как поступать, если подобное давление все же имеет место? Об этом в том же Определении сказано совершенно недвусмысленно: если духовник «превысил данную ему Богом власть «вязать и решить», надо обращаться к правящему архиерею». И еще Священный Синод напомнил пастве, что «советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению Святых Отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним».