Православие и современность. Электронная библиотека

Идите!

Послесловие

Предисловие ко второму изданию (первому изданию в России)

Двадцать пять лет тому назад, одновременно с изданием первой книги протоиерея о. Николая Депутатова, издатель Братства преподобного Германа Аляскинского о. Серафим (Роуз) переводил частями на английский язык и составлял предисловие, что предназначалось ко второму, пополненному изданию "Богосознания". Для этого накопилось много статей из ранее печатавшихся в разных журналах. Дело шло медленно, но вскоре оба, как автор (О. Николай родился в 1896 (декабря, 18) и умер в 1982 (25-го мая).), так и издатель, отошли в иной мир, и дело заглохло. Теперь Россия восстает из пепла и руин, как и предсказывал и во что верил о. Николай. В России ныне издается масса редчайшей духовной литературы. Верим, что приспело время для обнародования на Родине книг и о. Николая как клич ко всенародному Всероссийскому Богосознанию.

Вот и пригодилось предисловие о. Серафима. Дай Бог, чтобы новые поколения задались святым делом воспитания в себе Богосознания, дабы образ доброго, вдумчивого Христова пастыря засиял на Руси в своем святоотеческом значении, побуждая соотечественников на молитву, Богосознание и преображение.

Отец Герман (Подмошенский)

Христос, наш Спаситель, сказал нам, что в последнее время "по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24, 12) и добавил: "Претерпевший же до конца спасется" (Мф. 24, 13). В наше время мы видим с полной ясностью, что человечество, потеряв любовь, потеряло также и сознание об Источнике этой любви, Который есть Бог. И действительно, сегодня почти нет сознания, что Бог существует и что Он проявляет себя во всем, и человечество носится взад и вперед, как будто действительно это факт, что нет Бога, создавшего человека и всю вселенную. Цель всей современной "модной" жизни, одержимой гнилым тщеславием, состоит в том, чтобы всосать даже избранных в водоворот страстей, суеты и "событий", которые затмевают сознание, что Божие Провидение действует во всем. Поэтому самое главное в наше время, чтобы быть претерпевшим до конца и спасенным - это выработать в себе подлинное и творческое Богосознание, которое смогло бы послужить якорем в бушующем море современной жизни.

Большинство сегодняшних "православных богословов", честно говоря, не имеет, не передает другим это Богосознание. Современные православные "академии", находясь под сильным влиянием у западных академических нестроений, изучают, в лучшем случае, лишь внешнюю, формальную сторону православного вероучения, которая, даже если она и технически правильна, духовно же бессильна и не только не ведет к большему Богосознанию (что по сути богословие должно делать), но даже способствует повышению интереса, как реакция на свою безжизненность, к обратному - к харизматическому "движению", чья лихорадочная "жизнь" далеко отстоит от Православия.

Подлинные православные богословы нашего времени, как правило, не находятся ни в православных академиях, ни на пышных "теологических конференциях". Их нужно искать в скромных местах, и обычно они не будут носить название "богословов". Сами они не осмеливаются называть свое учение ничем иным, как верной передачей святоотеческого учения, и именно эта верность и это смирение отличает их как носителей подлинного Православного Предания - свойств, которых не хватает большинству знаменитых "православных богословов" на сегодняшний день.

Русская Церковь знала многих таких подлинных богословов за последние столетия, даже если в наше время духовного обнищания, казалось бы, они и вымирают. Один из таких носителей мудрости Церковной Традиции, кто бы удивился, если его величали бы богословом, был протоиерей Николай Депутатов из Брисбэна, Австралия.

Отцу Николаю 80 лет; после служения в Русской Императорской армии эмигрировал после революции на Дальний Восток и закончил свое богословское образование в 1930-х годах в Харбине, Манчжурии, далеко от центров богословской мудрости Европы и Америки. Его главный учитель на богословском поприще был архиепископ Димитрий, отец будущего митрополита Филарета Нью-Йоркского. Но его любовь к духовной мудрости была с детства, когда он уже был ревностным читателем православных книг и периодики, а его любовь к истинной философии, находящейся в Церкви Христовой, была вызвана, когда он встретился с явлением смерти, о которой сам пишет в предисловии.

Святые Отцы и духовные писатели, которые чаще всего упоминаются в сочинениях о. Николая, были излюбленными авторами русского народа, а именно: авторы "Добротолюбия", препп. Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, оптинские старцы, о. Иоанн Кронштадтский, епископ Игнатий (Брянчанинов) и, его самый любимый, святитель Феофан Затворник, которого он считал наравне с древними Отцами Церкви и который был для него большим помощником и заступником в его жизни. О житии и сочинениях святителя Феофана о. Николай написал свое кандидатское сочинение, когда учился на богословском факультете, в 1938 году (изданное отдельной книгой много лет позже).

С годами, под влиянием вдумчивого чтения таких духовных источников, с 1941 года, собственным пастырским опытом мышление о. Николая углубилось и прояснилось, а в сердце воцарился мир, и так с годами его начали приглашать принимать участие печатанием статей в духовных журналах, в результате чего появились серии статей, настоящих "жемчужин", в которых сверкает мудрость исконного Православия, исходящая из глубины искреннего сердца.