Православие и современность. Электронная библиотека

Оптинский старец схиигумен Анатолий наставляет одну особу: "Вот тебе Господь и посылает искушения, чтобы живущая и живучая твоя страсть умерла... Господь зрит во все дела твои, в самую душу твою, как мы зрим в лице любимого человека, то есть ясно и внимательно. Зрит и испытует: каковою ты окажешься в скорбях? Если потерпишь, то будешь Его возлюбленною. А если и не стерпишь, и поропщешь, но покаешься - все-таки будешь Его возлюбленною... Один Господь назначает кому в начале, кому в середине, кому в конце жития скорби..." Делай по силе; и не цени сам своих заслуг, и не считай добродетелей; а зри и считай свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда... Молитва Иисусова веселит сердце. Что живешь плохо, не унывай, а смиряйся, и Господь призрит на смирение твое паче подвигов великих, но не смиренных... Делай по силе, делай со смирением и самоукорением и обыкнешь, и полюбишь молитву так, что и насильно не оторвут от нее. Потому что она сладка и радостотворна... Будь готов встретить скорби. Ибо всех, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не оставит без отмщения, но непременно научит или старших, или младших, а уж пакостей непременно натворят" (Письма. "Душеп. Чт"., 1904 г.).

Интересный взгляд дан старцами о писателях. Предполагается участие в этом и старца Макария Оптинского. Повод был дан "Перепиской" Н.В. Гоголя.

"Человеку нужно оживление, вдохновение... Так, чтобы светил фонарь, недостаточно одного чистого вымывания стекол, нужно, чтобы внутри его зажжена была свеча. Сие сделал Господь с учениками Своими. Очистив их истиною, Он оживил их Духом Святым, и они сделались светом для человеков, хотя уже и были чисты.

Сей ход должен совершиться с каждым христианином. Сперва очищение Истиною, а потом просвещение Духом. Истина отвергает врожденное вдохновение как смешанное, умерщвляет его, чтобы Дух, пришедши, воскресил его в обновленном состоянии.

Если же человек будет руководствоваться, прежде очищения его Истиною, своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый потому, что в сердце его лежит не простое добро, но добро, смешанное со злом более или менее. Всякий взгляни в себя и поверь сердечным опытом слова мои: увидишь, как они точны и справедливы, скопированы с самой натуры...

Желательно, чтобы человек, в котором видно самоотвержение, причалил к пристани Истины, где начало всех духовных благ. По сей причине советую всем друзьям моим по отношению к религии заниматься единственно чтением святых Отцов, стяжавших очищение и просвещение, как и апостолы; и потом уже написавших свои книги, из коих светит чистая истина и которые сообщают читателям вдохновение Святого Духа. Вне сего пути, сначала узкого и прискорбного для ума и сердца, всюду мрак, всюду стремнина и пропасти!"

Дополним словами старца Силуана:

"И на небе, и на земле Господь познается только Духом Святым, а не наукой..." "Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостию Духа Святого..." "Гордые (же) и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает радость и покой..." "Ныне возможно вернуть себе рай покаянием".

Неисчерпаемый источник - назидания старцев. Мы только одну каплю бережно сохранили и предлагаем читателю как дар нам старчества - дар рассуждения и благодати. Признательны будем к этим прозорливцам, пред духовными очами которых раскрыты все наши сердечные тайны и сокровенные помыслы. Хотя они жили среди нас, но жизнь их носила характер жизни вне времени и пространства. Станем с любовью учиться у них вечному спасению.

Наши пророки

Пророки имеют дар благодатной зоркости. Они очами духа видят грядущее. Были и у нас свои пророки, самого недавнего времени. Они в грозных словах рисовали нам картину грядущих разрушений и падений. Кратки были эти слова, но заключали в себе всю полноту ныне сбывающихся событий.

Вот дивный святитель Никанор (Бровкович). За ним маститый архиепископ Амвросий (Ключарев). Незабвенный учитель и святитель Феофан Затворник. Праведник наш, всероссийский молитвенник отец Иоанн Кронштадтский. К этим столпам Церкви можно присоединить светских людей пера - проникновенного Константина Леонтьева, принявшего перед своею кончиною по благословению оптинских старцев тайный постриг, и знаменитого писателя нашего Достоевского. Пусть чередой пройдут перед нашим умственным взором хотя бы некоторые свидетельства этих провидцев.

Имея перед глазами те или иные явления нашей жизни, когда руками человека разрушалась природа, провидел архиепископ Никанор времена грядущие, когда этот процесс разрушения, развиваясь, коснется самого человека, как внешнего, так и внутреннего. Он писал: "В могильное глухое безмолвие погружается теперь оголяемая тупою корыстью пустынная русская земля. Эта корысть скоро убьет самый вкус к прелестям природы, как убивает самую красоту природы. Опасно, как бы земля не стала скоро походить на всемирный паутинник, который опутывает весь земной шар, в котором плавает отощалый всеядный человек, как голодный паук, не имый кого и что поглотити, так как сам же он пожрал, побил, истерзал все живое на поверхности земли" (Еп. Ник. См. у Леонтьева, т. 7, стр. 478). И далее - логический вывод: "Готовится безъисповедный вселенский космополитизм, в котором, как перед потопом или вавилонским смешением, все люди смешаются в упадке всякой веры, всякого возвышенного идеала, всякого стремления к горнему, небесному, смешаются в работе самым низменным страстям, в захвате и раздоре из-за благ мира сего; а разделятся, как в допотопном человечестве, на два лагеря, на лагерь исполинов коварства и злобы, который захватит лагерь более незлобивых и нелукавых в самое беспощадное рабство. И от этого последнего зла избавит только Сам Бог" (там же).