Православие и современность. Электронная библиотека

Велика была опасность для Церкви от гностицизма, угрожавшего самому бытию ее. И смертельная опасность была создана теми, кто стоял во главе ее и руководил жизнью. Вред для Церкви от гонений казался не столь страшным, как от гностицизма. Если в защиту гонимых христиан выступили сравнительно немногие апологеты; то в борьбу с гностицизмом вступили, по-видимому, все, кто только более или менее владел пером... Но гностицизм чрезвычайно живуч. Следы его существования обнаруживаются и в средних веках, и в новом времени, и в XIX веке, и в XX столетии.

Теперь, мы убеждены, мир встал тверже, чем когда-нибудь, на искривленные пути гностицизма. Мир в сделке со злом. Христианство все более отступает от своей незыблемости и твердости. Исторический гранитный его фундамент колеблется от напора суетных учений и греховных влечений. Один Господь может остановить этот процесс, бурно стремящий человечество в темноту и к самоуничтожению. Голос христианских мудрецов, голос великих святителей бессилен остановить всеобщее разложение. Но молчать нельзя. Надо возвысить голос подобно трубе. И на этот клич откликнутся все верные сыны со всех концов мира - и в общем молитвенном гимне сольются все сердца православных христиан, и услышит их Господь и Сам устроит, обновит этот мир... Или огнем очистит его.

В чем наше спасение?

Не хватает мудрости, нет даже обычного такта у людей, шумящих около Церкви. Забыт идеал Православия: устремленность к единству со всеми, к любви, к жертве собой для ближнего...

Во Христе все приводится в Церкви к единству, целостности, гармонии, все занимает свое место, соответствующее целому. Церковность есть полнота, где все дано для жизни. Верующие созидаются в жилище Божие чрез действие Духа Святаго. Если мы запечатлены Духом, то, следовательно, мы от Духа Божия, мы - Христовы, наследники Божии. Запечатление нас Духом Святым есть акт внутренний, происходящий в сердце верующего (Рим. 8, 16). Чем же объяснить противление этому внутреннему акту у людей мятежных, неспокойных, но не покидающих Церкви? Очевидно, духом враждебным самой Церкви и ее Главе, Господу Иисусу Христу...

Благовестие Христово должно быть дорого каждому, как путь в жизнь вечную. Умер Господь, грех ради наших, воскрес, вознесся на небо и всех к Себе ведет. И нам открыто блаженство в вечном Царстве Его, если только не попусту мы уверовали, не легкомысленно приняли веру, но стали на твердом основании ее. Чем же утверждается вера в сердцах? - Тем убеждением, что Христос умер за нас, грешных. Никто не может уйти от мысли, что он грешен и что ему, как грешнику, нет спасения... Седалище греха и страстей, опора их и орудие - это тело, поскольку душа вооружается против страстей и изгоняет их из тела. Потому духовный то же, что бесстрастный, а душевный то же, что страстный. Оставаясь душевными, мы удаляемся от Бога, и Он удаляется от нас. С удалением же Его, Источника всякого блага, уходят от нас и довольство, и безопасность, и счастье... Нет мира между истиной и ложью, между добром и злом. Кто хочет жить в области истины и добра, не опускай из рук меча для отражения лжи и зла. "Народ исчезает с лица земли, когда забывает "суд писанный", то есть свое историческое призвание. Наше призвание ясно: хранить в чистоте, без уступок, без чуждой примеси истину Богодарованного нам Православия, возрастать в Христианских добродетелях не самочинно, не по произволу и личному пониманию, а под руководством Православной Церкви" (арх. Амвросий (Ключарев))...

Наше счастье, что Господь не слово только Свое дал нам, но и основал Свою Церковь, которой утвердил Свое слово и даровал Святого Духа и с Ним все, что необходимо для духовной жизни. Церковь - родина нашего духа, стоит перед нами во всей своей вечной славе и красоте. Она - наша воспитательница и руководительница. Ее лишь духом мы крепки. В ее лишь указаниях и наставлениях имеем светлый, чистый, истинный путь к просвещению и спасению. Для исцеления тех, у кого сердце, по слову Спасителя, отолстело, огрубело в плотской жизни, стало глухо и слепо ко всем духовным впечатлениям, - Господь не указал иных средств, кроме возвращения в Церковь...

Поразительно! Наше сердце не бывает пусто. Если оно не наполняется благочестивыми и чистыми чувствами и настроениями, в него врываются, как волны, впечатления мира и житейской суеты. Плывя по бурному житейскому морю, пловец рискует потерять жизнь вечную. А ведь для вечности призван он! Поэтому-то так и необходимо для нас органическое единство с Церковью, чтобы, иначе, не погибнуть.

Отделение от Церкви - печальное явление не только наших дней. Архиеп. Иларион (Троицкий) с твердостью установил в замечательной статье "Христианства нет без Церкви", что "пусть будет отделение лишь на почве церковного мятежа и дисциплинарной непокорности без всякого догматического разномыслия, - отделение от Церкви будет иметь все печальные последствия для отделившегося. От Церкви отделяются не только еретики, но и раскольники. Сущность отделения одна и та же". Св. Киприан о мятежниках говорит, что раз они вне Церкви, они уже не христиане, они не со Христом. Оставляющий Церковь Христову лишает себя наград предопределенных Христом: он для них чужд, непотребен, раз он враг Церкви. Так неизбежно и принудительно вытекает логическое условие спасения. Вне Христа нет спасения грешнику, а Христос - в Церкви. А что значит принадлежность к Церкви? - Единение с ней в нашей земной жизни и смиренное ей повиновение...

Сила святоотеческого слова

Каждый раз, как только находит, как туман, уныние и печаль, открываю одну из бесчисленных записных книжек и нахожу там то, что озаряет, как молния, и успокаивает, как тепло. Живущие сердцем знают, как нуждается оно в целительной и руководственной силе могучего слова. Любая рана заживает от прикосновения к ней простых, легких и чудодейственных слов. Мы жаждем слов, идущих от сердца и потрясающих сердца. Огнем пылают слова наших великих Отцов - к ним поспешим...

Если вообще говорить о безутешной скорби, то ведь она - дар Божий, залог избранничества. Плод ее - драгоценное сокровище. Нам нужно знать, что где страдания ради Христа, там и благодать, и добродетель, и спасение. Смиренный и скорбный наилучшим образом укрепляется в сердце своем, становится свободнее от суеты мира, ближе к Небу и к своему Спасителю. Совершенство вытекает из глубины смирения. "Гонитесь за смирением. Оно есть след Христов, благоухание Христово, одеяние Христово. Ради него все простит Бог" (еп. Феофан). В этом путь к блаженству. Смиренные страдальцы восхищают его, привлекая милость Божию. "Похворай, батюшка, - советует еп. Игнатий (Брянчанинов) своему другу, тоже Игнатию, - похворай с терпением и самоукорением. Болезнь многому доброму учительница: сверх того, она - послание Божие взамен и в пополнение наших недостаточных подвигов... Блаженны те, которых Бог приготовляет к вечности болезнями и другими скорбями..." (Письма).