Православие и современность. Электронная библиотека

Мы сейчас измалодушествовались - утрачиваем последнее достояние, живую связь с нашими гигантами-предками. Надо воскрешать эти светлые образы, недавно еще жившие с нами... В этом наше счастье, радость наша и успокоение. В этом же и путь спасения...

Да умилостивится Господь над нами, обуреваемыми, заступничеством новомученика раба Божия Иоанна.

Единство

"Да все едино будут" (Ин. 17, 21). Таково желание Господа; такова цель христианской жизни. Твердо блюсти, неизменно сохранять и укреплять единение, данное нам во Христе чрез Духа Святого. Это единство Господь приобрел бесценною Кровию Своею - душу Свою положил за нас. Это единство более единства телесного. Основы единения - внутренние, духовные, неизменные, нерушимые, незыблемые. Златоуст говорит: "Бог призвал всех нас к одному и тому же; никому ничего не предоставил больше против другого: всем даровал бессмертие, всем жизнь вечную, всем неувядаемую славу, всем братство, всем наследие, для всех соделался общею Главою, всех совоскресил и спосадил на Небесах" (Беседа, 179 стр.).

Единство душ утверждается не внешним образом, принудительно, а на основе живой, внутренней силы - силы всеобъединяющей, связующей и примиряющей. Какая это сила, каждому из нас понятно. В нашем сердце неизгладимо должны быть написаны слова Апостола: "Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства". (Кол. 3, 14). "Все для любви, которая собирает" (преп. Сергий). Любовь соединяет нас и между собою, и с Богом. Эти узы дают большую свободу и делают узников веселее свободных. Сильный находится в союзе со слабым, укрепляет его и не допускает до погибели. Ослабляет и разрушает христианский союз вражда и злоба, сребролюбие, властолюбие, честолюбие и многое другое.

"Холодность душевная не способствует к соединению, но теплота душевная, большею частью, каждого привлекает к себе" (Златоуст). Истинное единство, в какой бы то ни было области нашего духа и в какой бы то ни было форме, без христианского единения не мыслимо. Оно - душа, корень, оживотворяющая сила всякого единения. Никто не может отрицать, что вечное должно преобразовывать временное; внутреннее - внешнее. Если Царство Божие и правда его приидут к нам, вселятся в наше сердце, очистят нас от всякия скверны - все вокруг нас будет светло и отрадно.

К прискорбию, мало сознаем мы всю важность и значение христианского единения. Меньше всего помышляем об укреплении в нас христианского духа. Все, что есть в нашей жизни наиболее светлого, радостного, все, что даст отраду и успокоение сердцу, что окрыляет наш дух святыми упованиями на будущее - все это имеет основы в христианском единении. К прискорбию нашему, мы жаждем обновления, не обновляясь духом ума нашего (Еф. 4, 23); ищем возрождения, оставаясь сами духовно мертвыми. Мы везде и во всем склонны винить других, а вину нужно искать прежде всего в самих себе. Мы постоянно жалуемся на других, но если бы нас поставили на их место, трудились ли бы мы по совести, от души (Еф. 6, 6), честно, самоотверженно, бескорыстно? Опыт показывает, что те, которые жалуются, являются в жизни такими же, как и те, на кого жалуются. В возвышении христианского духа и в укреплении единения - наша сила, наша мощь. Исконный враг сеет вражду, разделение и несогласие. Пока камни плотно сложены и нет между ними никакой пустоты, они с трудом разламываются, а когда они разъединены, то распадаются и разрушаются. Тяжкий грех творит тот, кто пытается разрушить основы христианского единения. На вере утверждается наше христианское единение, а любовь его созидает. Без любви мы - медь звенящая, или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). К любви все сводится в наших взаимоотношениях, и без нее ничто не имеет значения. Где любовь, там умолкает ненасытная жажда честолюбия, властолюбия, корыстолюбия. Где любовь, там мы, зная немощи других, не возлагаем на них бремен тяжких и неудобоносимых (Мф. 23, 4). Где любовь, там ближние не тесно вмещаются в нашем сердце (2 Кор. 6, 12).

В наше время много горя, много льется слез, много страданий, и согревающая сила любви так необходима, так привлекательна. Под действием лучей солнца исчезают туманы и гнилостные испарения; воздух делается чистым и прозрачным. Так и в мире нравственном, под действием любви все оживает, становится светлым, приходит в порядок и стройность.

Не будем угашать духа христианского, духа православного в нашей русской душе. Пусть же всегда возрастают и укрепляются в нас вера и любовь - основы единства.

Мученики

Христос Спаситель - вечно живой Бог. Он в Своей деснице содержит судьбы мира и человечества. Силен Господь избавить верных последователей Своих от врагов, теснящих их. От Него дар иметь вечную жизнь взамен временной. Он - Богочеловек, Который Своею смертию и воскресением положил начало новой жизни для верующих в Него и показал им пример победы над смертью...

Бросим взгляд на особенность жизни древней Церкви. Там гонение со стороны врагов Христианства обнимает всю совокупность внешних условий существования. Тяжелый гнет преследований еще более увеличивается тем, что нищета, бедность составляла отличительную черту первенствующих христиан. "Посмотрите, - писал апостол Павел Коринфянам, -кто вы - призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; незнатного мира и уничеженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее" (1 Кор. 1, 26-28). Впоследствии присоединялись к Церкви богатые и знатные семейства и лица. Кроме внешних испытаний, бедные материально, но богатые духом, христиане должны были терпеть не менее тяжелые испытания внутренние - злословие, хулу, насмешки, брань, клевету и подобное. Врагами, которые стараются очернить добрую славу христиан, являются иудеи. Спаситель сказал о них, что они только называют себя иудеями, а на самом деле - не иудеи, но синагога сатаны (Ап. 2, 9). После того, как они отвергли в лице Иисуса Христа своего Мессию, свободно отказались от обетований Божиих и исторической жизни, они сделались из друзей Божиих убийцами Христа, гонителями апостолов (1 Сол. 2, 15). Большая часть чудовищных нелепостей, в которых язычники обвиняли христиан, была пущена в обращение иудеями. В рассказе о мученичестве Поликарпа читаем: "Вся толпа язычников и иудеев с неукротимою яростью и громогласно закричала: он (Поликарп) учитель Азии, отец христиан".