Православие и современность. Электронная библиотека

Евангелие

Познания о Боге доступны только опыту. Нам нет нужды доказывать, что солнце светит и звезды мерцают в ночи. Так и о Боге - всеми чувствуется. Разве только слепой не видит звезд, не замечает света солнечного. Великая радость, неизреченная радость! - "Отецъ посла Сына Спасителем миру" (1 Ин. 4, 14).

Евангелие - это пришествие Бога-Слова, Иисуса Христа, для спасения всех. Проповедь свою апостол Павел "назвал Евангелием, потому что она обещает дарование многих благ, благовествует примирение с Богом, низложение диавола, отпущение грехов, прекращение смерти, воскресение из мертвых, вечную жизнь, Царство Небесное" (блаж. Феодорит).

Много было религиозных и философских учений, но ни одно из них не могло быть названо "Евангелием", потому что не возрождало человека, не давало исцеления сокрушенным сердцем, не созидало истинной свободы - свободы от греха. В широком смысле наименование Евангелие может быть присвоено всем новозаветным книгам. Климент Римский называет "Евангелием" первое послание апостола Павла к Коринфянам. "Возьмите, - пишет он, - Коринфянам послание достоблаженного апостола Павла. О чем он прежде всего написал вам в начале евангелия? Истинно, он по вдохновению написал вам как о себе самом, так и о Кифе и Аполлосе, потому что и тогда произошло у нас разделение на различные партии". Ориген же прямо разъясняет, почему все книги Нового Завета могут быть названы евангелиями. Апостол Павел пишет: по евангелию моему. "Между посланиями Павла нет ни одного, которое бы обыкновенно называлось евангелием; но что Апостол проповедывал, или чему учил, то и записал. Следовательно, что он записал, то и есть евангелие. Если писания Павла суть евангелие, то то же нужно сказать и о писаниях Петра. И скажу одним словом: евангелие есть то, что утверждает и укрепляет веру в явление Христа и Его второе пришествие и вводит Христа в наши души, желающие принять божественное Слово, Которое стоит пред дверьми, толцет и желает войти" (Толк. на Иоанна). В широком смысле Евангелие есть все новозаветное учение. Оно евангелие Христа (Рим. 1, 16), евангелие Божие (2 Кор. 11, 7; 1 Сол. 2, 2. 8, 9); евангелие Царства Божия (Мк. 1, 14), евангелие спасения (Еф. 6, 15) или примирения с Богом, евангелие благодати Божией (Деян. 20, 24). Кто отвергает подлинность евангелий, тот явно противится очевиднейшей истине, не придает значения церковному историческому преданию, безусловно заверяющему их апостольское происхождение. В отношении к благовестникам Евангелия верующие не являются рабами: "Мы не обладаем верою вашею" (2 Кор. 1, 24). "Вера - дело свободы; хотите - веруйте, хотите - нет" (еп. Феофан). Благовестники Евангелия являются только споспешниками радости верующих (1, 24). Их дело блюсти верность в вере и тем содействовать умножению радости, доставляемой верою (сравн.: 1 Ин. 1, 4). Христово учение для всех просто и ясно. Скрыто же оно только для тех, которые стали духовно мертвыми, ослеплены своим разумом (2 Кор. 3, 4). Подобно благоуханию оно распространяется везде, но одних оживляет, других умерщвляет, - является для них запахом на смерть, так как обнаруживает их внутреннюю погибель, их всецелое религиозное и нравственное извращение (2 Кор. 2, 15-16). "Двери таин Божиих и не отверзаются для неверующих, и свет их не осиявает их. Держит их во тьме бог века сего и не дает воссиять в них свету Божию" (еп. Феофан). "Гнездом неверия и лжи, тьмы и убийства служит Иудея и Иерусалим - этот очаг безверия и индифферентизма первосвященников-саддукеев и лицемерия, ханжества и изуверства книжников-фарисеев. Вера и жизнь, свет и истина, напротив, сосредоточиваются в Галилее (отчасти и в Самарии) среди простых поселян и рыбарей" - замечает проф. М. Муретов.

Евангелие - это только часть широкого апостольского устного предания. Заблуждаются те, которые единственным источником христианской веры и жизни считают Писание и отвергают Предание. Церковь во благодати Духа Святого преемственно и неизменно хранит учение апостольское и не запечатленное в Писании. Цель Евангелия вовсе не та, чтобы изобразить жизнь и дела Господа с возможною полнотою, в строгой хронологической последовательности, какую цель преследуют исторические произведения. "Сие же написано, да веруете, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, жизнь имеете во имя Его" (Ин. 20, 31). Цель Евангелий не столько историческая, сколько спасительная - показать, что Христос есть Сын Божий, Спаситель и Искупитель мира. Сообразно этой цели Евангелисты, просвещенные Духом Божиим, передают из жизни Господа только то, что наиболее открывает в Нем Спасителя, Примирителя нас с Богом. Христианство возродило нашу природу, изменило коренным образом наши отношения к Богу, дало нам новую благодатную жизнь, ввело нас в Церковь - в этот рай и небо на земле. Закон не обновлял, не возрождал человека, хотя сам по себе был свят и праведен (Рим. 7, 12), а возрождает его благодать. Ничего не может быть утешительнее слов: "ты ужу не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа" (Гал. 4, 7). Богосыновство - высочайшее благо, дарованное Христианством. Мы введены Христом в новую благодатную жизнь, стали во Христе новою возрожденною тварью (2 Кор. 5, 17).

Евангельское слово всех привлекает своею Божественною силою и простотою. Истинное понимание Евангелия - понимание вселенское, общецерковное, и уклонение от него неизбежно сопровождается несообразностями. В Евангелии найдем ответы на все запросы нашего духа. Оно - начало, преобразующее нашу жизнь, преобразующее внутренне, постепенно, без всякого крушения и ломки. Оно дает истинную свободу - свободу духа. Оно доставляет истинное богатство - богатство духовное. Оно возводит нашу мысль и чувство к вечному, небесному, Божественному и научает, что делать, чтобы на землю сошло к нам Царство Божие. Жизнь по Евангелию есть жизнь во Христе, полная радости от Духа Святого. Эта радость - радость, зовущая нас на дело, труд и подвиг. Это - непрестанное служение Богу и ближнему в Церкви. В награду же за все это Евангелие обещает нам неотлучное, бесконечное пребывание со Христом Богом - Спасителем нашим в Его вечном Царстве.

О Богопознании

Вот о чем больше всего заботились наши благочестивые предки. К этому нас побуждают они из далекого, милого прошлого.

Господь, невидимый по Своей сущности и благодати, видим для тех, которые уподобились Ему. Во Христе дано самое совершенное самооткровение Бога. Самое доступное познание, близкое, родное, понятное сердцу. Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 9, 27). Христос есть совершенный "образ невидимого" (Кол. 1, 15) Отца. Христос требует, чтобы Отца любили в Нем. Дух Святый, продолжатель и завершитель искупительного дела Христова, свидетельствует о Христе (Ин. 15, 26) и прославляет Христа (Ин. 16, 14). Мы любим Триипостасного Бога во Христе. Наше спасение неразрывно связано с познанием Сына Божия, воспринятого всем сердцем и умом. Для Богопознания дано Откровение. Но Сын открывает Себя не непосредственно, а чрез Духа Истины, Который всему научает и наставляет на всякую истину (Ин. 14, 26; 16, 13). Высшая сфера ведения духовного, Божественного открывается исключительно Духом Святым. Богопознание без соблюдения заповедей - есть ложь (1 Ин. 2, 3-4).

У Исаака Сирианина есть признание о необычной сладости Богопознания, а Максим Исповедник считает началом и концом спасения премудрость, которая в начале проявляется как страх, а в конце - как любовь. Дружно говорят Отцы о необходимости Богопознания и вообще о духовном ведении - живом, светлом, блаженном. Конечно, Бог не может быть предметом мышления. Мышление предполагает разделение. Мышление по своему существу есть взаимодействие мыслящего и мыслимого. Кто же углубится внутрь себя, отказавшись от внешнего, тот непременно возвысится к небесному. Такое самоотвлечение от внешнего и есть уже непосредственное соприкосновение с Божественным. Так в душе нет никакого движения и деятельности, никакого мышления. Душа возвышается над всем мышлением, над всем внешним знанием... Для познания, для созерцания Бога человек должен решительно отрешиться от самого процесса мышления. У св. Исаака верно сказано, что Царство Небесное не приобретается изучением, оно может быть внушаемо только по благодати (Сл. 49). Духовное знание не приобретается внешним, душевным путем. Этого духовного ведения никто не может иметь, если не обратится и не будет как дитя, то есть не поставит себя в младенческий образ мыслей (там же). В глубокомысленной гносеологии преп. Симеона Нового Богослова "христианин потому и называется верным, что ему вверены от Бога таинства, которых даже Ангелы не ведали прежде нас" (вып. 1-й, стр. 330)... "От Духа Святого научаются христиане всякому разумению и познанию; и всякому слову премудрости и ведения таинственного. Чего не знают неверные, мы, сподобившиеся соделаться верными, можем знать, мудрствовать о том и говорить, будучи научаемы и просвещаемы благодатию Пресвятого Духа. Поистине, ключ разумения есть благодать Святого Духа, подаваемая ради веры. Благодать Святого Духа отверзает заключенный и омраченный ум наш и сообщает ему истинное ведение и познание Божественного просвещения" (вып. 2-й, стр. 59). "Бог столько познается нами, сколько может кто увидеть безбрежного моря, стоя на краю его ночью с малою в руках зажженною свечою. Много ли, думаешь ты, увидит этот из всего того безбрежного моря? Конечно, малость некую, или почти ничего. При всем том он хорошо видит воду ту и знает, что пред ним море, что море то безбрежно и что он не может все его обнять взором своим. Так и в отношении к нашему Богопознанию... Ни бдение, ни уединение, ни пост, ни ничего-не-имение, ни труд телесный, ни другая какая добродетель не могут без Святого Духа доставить нам слова или знания, или рассуждения, потому что все это есть путь, ведущий к свету, а не самый свет. Без Духа никто не может ни сам научиться, ни других научить. Ибо Того, Кто есть выше всякого ума и помышления, как возможно познать уму нашему, созданному Им, если он не будет просвещен от Него и не соединится с ним?" (вып. 2-й, сл. 61 и 87).

Тайны веры нашей неведомы и непонятны для некающихся. Их не видят и не могут видеть неверующие или маловерующие. Поэтому пусть никто "никогда не прельщает вас суетными и обманчивыми словами, говоря, что можно познать Божественные тайны веры нашей без научения и просвещения Святого Духа" (вып. 2-й, стр. 343). Величайший христианский философ Исаак Сирианин на своем благодатном духовном опыте изобразил таинственное шествие и подъем души, ищущей Бога: "Что бывает с рыбой, вышедшею из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мире. Сколько человек удаляется от собеседования с людьми, столько же удостаивается дерзновенного умом своим беседования с Богом, и в какой мере отсекает от себя утешение мира сего, в такой удостаивается радости Божией о Дусе Святе... И как гибнут рыбы от недостатка воды, так умные движения, возникающие от Бога, исчезают в сердце" (Сл. 8) у того, кто укрепляется в суетное и мирское...

"С сладостию богомыслия и славословия ничто не может сравниться" (еп. Феофан).

Сердце, любящее Господа, здесь только и находит сладость и покой. Тут рай сердца, потому что только единого Господа имеет Богом своим. Помоги, Господи! "Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нас в настоящем виде познание (Тебя и) Твоея истины, в будущем жизнь вечную даруя" (3 антифон Лит. Злат.). Согрей, Господи, наши сердца и обрати к Себе, дабы в стремлении к Богопознанию мы всегда черпали неизреченную радость и покой.