Православие и современность. Электронная библиотека

Святой мученик Лукан

Враги Евангелия глумились и издевались над верой христиан в самом начале ее появления. Глумятся и теперь слуги диавола над Христианством. С радостными лицами и с молитвой за своих палачей шли христиане на самые страшные мучения и мужественно встречали смерть за Христа. Как могучее проявление духа, торжество духа над материей, свободы над необходимостью, жизни над смертью, Евангелие потрясло, перевернуло все понятия и взаимоотношения людей. Как на яркий пример жажды подвига, укажем на учеников Лукиана. Из древней греческой рукописи сообщает нам епископ Порфирий (Успенский): "Все ученики Лукиана хотели умереть мучениками, но не всех их он благословил на это, а лишь весьма немногих, да и тех поименно, прочих же оставил в училище своем для изучения Богословской науки и для преподавания ее потомству, молясь о них и говоря им: и вы получите награду мучеников, если многим будете вождями ко спасению, и многим преподадите благочестие"... Кстати, из его школы было много знаменитых учителей и писателей. "Сам же он, добре устроив всех, как ему хотелось, и оставив Святой Церкви в Никомидии претолстую книгу сшитую, называемую Пандект, написанную собственною рукою его в три столбца на каждой странице и содержащую весь Ветхий и Новый Завет, претерпел мученичество с радостью и веселием". Он был пресвитером в Антиохии и основал там христианское училище, из которого образовалась знаменитая "Антиохийская школа" христианских богословов. Трудно было жить христианам в ту эпоху, как и теперь трудно. В 311 году, во время гонений Максимиана, Лукиан был схвачен и отвезен в Никомидию на суд императора. Он представил письменную апологию Христианства, но был в оковах брошен в тюрьму и замучен. В 326 году Царица Елена воздвигла над его мощами великолепный храм. Православные богословы древности говорят о его учении с большим уважением. Он был выдающимся библеистом и продолжал начатую Оригеном работу над исправлением греческого библейского текста. Лукиановская рецензия текстов 70-ти получила общее признание в церквях Малой Азии и в Константинопольском округе. После мученической смерти Лукиана в Никомидии, книга его как-то досталась местным евреям. Они скрыли ее и замазали в стене одной городской башни. Но отсюда вскоре она перенесена была в Константинополь еще в царствование Константина Великого, скончавшегося в 337 году, и с той поры многократно издавалась. Константинопольские экземпляры ее распространены были во Фракии и Малой Азии до пределов самой Антиохии, где она впервые была написана. Любовь Лукиана к Священному Писанию была так сильна, что даже спать почти не хотелось ему, лишь бы не прерывались его занятия этим Писанием. А вкушал он только хлеб и воду, зарабатывая на хлеб скорым переписыванием книг, так что излишки и нищим отдавал. Из числа этих экземпляров уцелели два известных - Ватопедский (Афон) с миниатюрами, и Пандократский с экзаплами (шесть столбцов текста Св. Писания на одном листе) Оригена и разными схолиями (комментариями).

У блаженного Иеронима в главе "О мужах знаменитых" сказано: "Лукиан, муж ученейший, пресвитер Антиохийской Церкви, столько потрудился над Писанием, что даже до ныне некоторые экземпляры Писаний называются Лукиановыми". В кратком дополнении о подробностях его ареста говорится: молва о Лукиане дошла до императора, и он приказал схватить его. Лукиан укрылся за городом. Однако, один из пресвитеров Антиохийских, именем Панкратий, зараженный ересью Саввелия, завидуя славе служителя своего, выдал его. Лукиана отвели в город Никомидию, где и замучили. Излагая здесь эти, довольно скудные, но с тем большим благоговением нами воспринимаемые сведения о Лукиане, мы закончим их экзапостиларием (песнь-моление о ниспослании света и о просвещении нашего ума для достойного восхваления Господа или мученика, или вообще святого - в стихирах на хвалитех и в Великом Славословии) св. мученику: "Как исполненный духовной благодати и мудрости, Лукиане всехвальне, ты, мучениче, уяснил все богодохновенное Писание, многобожное же заблуждение Еллинов и лжеименное знание обличил, а Христову Церковь возвеселил, страстотерпче, просвещая словами твоими православных множество".

Так и мы да проникнемся духом Святой Церкви. Только она вводит нас в область Божественных явлений и умиления. "Не спасется тот, кто не имел духа умиления" (св. Симеон Новый Богослов). Святым Отцам оно дает познание и созерцательную силу на основе благочестия. Сила же благочестия - молитва и чтение Божественных Писаний. Устремимся и мы к благочестию и исследованию Писаний, как это делал всю свою жизнь святой мученик Лукиан.

Любовь

По мере уразумения и усвоения святоотеческого слова, исследование об условиях любви к Богу и ближнему приводит нас к радости, счастью, блаженству. Любовь, как действие Духа в нас, пленяет нас. Она не может выйти из воли любимого. К этому призывает первое послание апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Зло - тьма, добро - жизнь. Общение с Богом делает нас сотрудниками Божиими. Когда в сердце свет - нас все радует вокруг. Изгоняя тьму из сердца, мы исполняемся небесным светом Святого Духа. Каждая мысль о Боге есть действие Духа Святого в нас. Хождение во свете необходимо рождает любовь к ближнему (1 Ин. 2, 9). Ненавидящий ближнего находится во тьме. Тьма господствует над всеми его действиями и он всю жизнь спотыкается на пути, цель которого ему неизвестна (2, 11). Не любите мира, лежащего во зле, взывает Апостол, и не любите то, что в мире, то есть обманчивых мирских благ (2, 15). Любовь к Богу несовместима с любовью к миру. Сущность мира, внутреннюю, одушевляющую его жизнь, образует или похоть, или гордость. Похоть и гордость противны Богу. Не нужно любить мира потому, что он не может доставить нам того постоянного, неизменного блага, к которому мы стремимся. Христос явился для того, чтобы освободить нас от греха. Но для кого грех сделался стихией жизни, тот не чадо Божие, а чадо диавола. Чада Божии отличаются от чад диавола. Хотя грех может иногда увлекать их, но никогда он не возобладает над ними, потому что семя Божие пребывает в них (3, 9-10). Все христиане совершают греховные деяния, но не должны иметь греховного характера. Христианская жизнь и постоянная греховность абсолютно противоположны. Как река в своем главном направлении, не смотря на извивы и даже повороты назад, всегда течет к морю, так и центральное течение подлинной христианской жизни всегда направляется к Богу, вопреки силе зла, которая задерживает ее движение и вредит постепенному усовершенствованию ее. Признаком нашего богосыновства служит любовь к ближнему. Не любящий ближнего не от Бога (3, 10). Апостол предостерегает от ненависти как начала, ведущего к смерти (3, 12-15). Каин олицетворяет собою мир, а Авель - чада Божии, ненавидимые миром. Но нет ничего удивительного, что мир нас ненавидит. Ненависть есть признак смерти, а мы своею любовью к ближним доказываем, что перешли от смерти к жизни (3, 13-14). Ненависть есть признак смерти, в противоположность любви, составляющей жизнь. Ненависть стоит наравне с убийством. Отнимающий жизнь у другого сам лишен ее и подвержен ужаснейшей нравственной смерти (3, 15). Любовь Христа открылась в том, что Он ради нас положил жизнь Свою. Мы ради ближних должны жертвовать своею жизнью (3, 16). Только в истинной любви, которая порождает в нас сознание, что мы от Истины, мы можем находить успокоение своего сердца и радостную уверенность пред Богом в каждый момент своей жизни (3, 21). Истинная любовь производит и то, что молитвы наши услышаны Богом, ибо в любви заключается совершенное исполнение заповедей Божиих и наше угодное Богу поведение (3, 22). Кто любит, тому Бог открылся, и следовательно он знает Бога. Знание Божественного предполагает обладание Божественным. Наоборот, отсутствие любви говорит и об отсутствии познания Бога, ибо Бог любы есть (4, 8). Где нет любви, там совершенно нет и не было познания Бога. Любовь, составляющая сущность Божественной жизни, открылась в нас через послание в мир Единородного Сына Божия. Вот где обнаружилась истинная сущность любви! Любовь, по своему существу, происходит от Бога и, следовательно, наша любовь к ближнему есть пламя от Божественного пламени. Любовь к ближним есть отражение Божественной любви; источник ее в Духе Божием. Если мы пребываем в Боге и Бог пребывает в нас, то любовь Божия достигает среди нас своего полного совершенства (4, 17). Через эту совершенную любовь мы уже в этом мире делаемся подобными Христу, и потому она влечет за собою "дерзновение" в день суда (4, 17). Где любовь, там нет страха, а есть дерзновение. Недостаток любви к ближним говорит непременно и о недостатке любви к Богу. Где существует любовь к Богу, там не может отсутствовать любовь к ближним (4, 21). Любовь к Богу как Отцу, родившему нас, неотделима от любви к рожденным от Бога (5, 1). Самое соблюдение заповедей Божиих не может быть для верующих тяжелым. Трудность к исполнению их лежит во враждебной силе тьмы, а эту трудность верующий, как рожденный от Бога, побеждает верою в Сына Божия. Эта именно вера и победила мир (5, 4-5). Христос, явившись в мир, дал возможность познать истинного Бога, и мы находимся в общении с истинным Богом, будучи в общении с Его Сыном. Христос есть истинный Бог и жизнь вечная (5, 20). Мы чтим любовь. Любовь Отца к Сыну есть норма любви Сына к ученикам, а эта последняя есть мера всякой истинной любви среди братьев. Если Бог в Своем существе есть любовь, то от Его существа неотделимы самооткровение и самосообщение. Совершенно невозможно, чтобы ниспавший до нелюбви к брату мог оказаться способным к возвышенной любви к невидимому Богу. Если же мы любим друг друга, то невидимый Бог не только близок к нам, но и в нас пребывает, становится душою нашей жизни. Мы имеем внутреннее сокровище, которым во имя Сына Божия уже обладаем. Мы стоим к Богу в детски-доверчивых отношениях, можем обращаться к Нему как к Отцу, открывая Ему все, что лежит на сердце. В этом постоянном жизненном общении с Богом состоит истинное Христианство, как дело жизни, а не теоретических только рассуждений. Наше отношение к Богу - отношение любимого дитяти к любимому Отцу - дитяти, хранящего эту любовь как высшее сокровище, как жемчужину сердца, как небесную музыку души, как величайшую силу и вершину всего. "Ты, Господи, чудо, мир, упование, любовь, сладость, веселие, свобода от забот и радость, единственная слава, царство, мудрость, сила... В Тебе обретается дивный покой для созерцающих Тебя, с причастием Святого Духа... Ты являешься совершенным наслаждением, совершенным желанием, предметом святого стремления, невыразимой любви".

О нечестивцах

Какая безумная слепота тех, кто сделал "науку" своим кумиром. Достижениями человеческого разума хвалятся, пред ними воскуряют фимиам и превозносят их выше небес. А озарениям света Божественного в сердцах святых - их близости к Богу, явным действиям благодати Божией в них - не придают никакого значения. Ценится ничтожное и временное, а умаляется Божественное и вечное. Тьма обуяла этих нигилистов, они боятся света и становятся воистину мракобесами. Как пифия изрекают: "Исторические и биологические законы гласят"... "Каждая новая генерация говорит своим языком"... "Это закон эволюции", и подобные затасканные безбожниками фразы. Повторяется старая ложь... Пусть наш язык присохнет к гортани, если и мы будем замалчивать, подобно этим господам, силу и славу Божию. Эта сила всегда новая, всегда молодая, яркая, как свет солнца; радостная, как сама жизнь; как истина непреложная; как путь единственный к вечной славе. Этим путем шли наши славные предки и в их числе такой великий праведник, как отец Иоанн Кронштадтский, учивший и говоривший с силой и властью.

"Если бы кто из неверующих Священному Писанию спросил меня: чем ты докажешь мне, что Иисус Христос есть Бог, то мне довольно было бы указать на одного какого-либо живого праведника, который из гордого сделался смиренным, из гневливого - добрым, из завистливого - доброжелательным, из скупого - щедрым, из чревоугодника - постником, из упрямого и своенравного - послушным, из изнеженного, ленивого и нетерпеливого - проводящим жизнь суровую, претрудную, многотерпеливую, из безвера - истинно верующим, из рассеянного - в сосредоточенного в себе и в Боге и т.д. А Иисус Христос именно и делает такие чудеса возрождения в тех, кто искренно верует в Него..."

Он один только может выводить из тьмы на свет Свой. И на свете Его у души той вырастут крылья. Она радостно забьет ими, купаясь на тихой, чистой воде веселия (..."и сердце мое исполняется веселия и радости", икос 6, Ангелу Хранителю). И брызгами полетят они к небесам, и упадут на землю сладостными слезами... Господь - наша вечная радость. Он оживляет духовных мертвецов. Благодать Свою Он называет живой водой, текущей в жизнь вечную - в противоположность мертвой воде, которой отравляются люди виновником смерти и зла - диаволом...

Однажды отец Иоанн с великим дерзновением взывал к Богу: "Зачем Ты допустил торжествовать врагам Царя и России, поднявшим ныне свою бровь? Зачем попустил Ты этим злым коршунам напасть на нашего незлобивого Голубя и растерзать его так страшно? (Убийство Александра II). Но прости, о Боже, Боже наш, что мы дерзаем, таким образом, как бы состязаться с Тобою и требовать как бы отчета в премудрых, благостных и неиспытанных судьбах Твоих. Подавляющая сердца наши скорбь побуждает так вопить и вопрошать..."