Православие и современность. Электронная библиотека

Блистал и горел он, как мощный светильник Церкви Христовой. Знал и верил, что ум у человека ограничен; сам собою не дает света, но вечный, чистый и святой свет он может получить только от Бога, от Того, Кто "есть свет и тьмы в Нем нет ни единыя".

Архиепископ Филарет (Гумилевский) писал о Московском Филарете: "Слова его весьма благотворны... Таких слов, какие он говорит, от другого нельзя услышать". Он жил, богословствуя, действовал как богослов, возводя все к истинам веры. Из его бриллиантовых камушков (слова и речи) можно строить "Сионскую крепость" православного Богословия. Они живые и всегда яркие по характеру изложения и форме... У Вечного всегда все готово. Для Всемогущего всегда все возможно... Ветхозаветный период - время подготовления Той, Которая могла бы принять в Себя, для воплощения, Сына Божия - Спасителя. "В это долгое время благословение, которым Бог Отец благословил нас в небесных о Христе прежде сложения мира, как молниеносный облак, носилось над землею, между тем, как тайное действие Провидения изыскивало в роде человеческом и уготовляло Благословенную в женах, Которая могла бы Своею чистотою Божественную молнию привлечь, принять, вместить, удержать, не быв опалена огнем Божества, и, таким образом, чрез Себя существенно усвоить всему человечеству благословение Христово..."

"По малой мере человеческой несколько тысяч лет ожидало сие дело согласия Девы, дабы могло совершиться... и Источник Божественный вновь открывается во глубине человеческой природы и внутренно изливает в нее благодатный свет и силу..."

Такова истина. Она сродни нашему духу. "Уничтожьте истину - в уме останется пустота, голод, жажда, томление, мука, если только он не в омертвении или в обмороке от крайнего невежества. Если вздумаете питать его образами воображения, имеющими преходящий блеск, но не заключающими в себе твердой истины - ему вскоре наскучит черпать воду бездонным сосудом; и жажда его останется неутолимою, и мука неисцельною..." "Никому не позволено в Христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждою. Сам Господь не нарек ли себя Учителем и Своих последователей учениками? Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в Христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа; не для тебя посланы апостолы; ты не то, чем были все христиане с самого начала Христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобою будет..."

Это все только частицы от мудрости его...

Благо нам, когда Господь Иисус Христос будет нашим сердцем и нашей жизнью. Чем глубже в нас Христово смирение, тем лучше видится Небо. Мудрый Святитель имел полноту жизни духа, которой и поражает нас при чтении его произведений. Для него было все ясно и объяснимо. Он нам указывает и источники этой силы: Слово Божие и Церковь. Припадем к этим источникам и пустыня нашего духа расцветет, и оживится в нем умирающее и унылое; исчезнут колебания и сомнения. Уверенно почувствуем прилив сил несказанных, превыше самой сильной и одаренной мысли, но не зажженной еще Словом Божиим, а потому мертвой и бесплодной. Сейчас, в неспокойную эпоху, нам особенно дорога память о митрополите Филарете, с его неумирающими заветами. Он - слава и честь Православия. Он наш молитвенник и заступник у Престола Божия... Прими, Святый Господи, ходатайство его о нас всех, рассеянных по всему свету.

О литургии

"Без молитвы утерян ключ к золотым буквам Писания"

Святитель Иоанн Златоуст

Смысл жизни не в наслаждении благами жизни, а в святости. А главным источником ее является Литургия и, особенно, принятие Тела и Крови Христовых.

"В Литургии вся наша сила. Я умираю, когда не служу Литургию", - признавался отец Иоанн Кронштадтский. "Ищи Литургии - этой Единой Жертвы. Иначе тебе нет ни откуда спасения". "Сам по себе спастись не думай!.. Тот и не христианин, кто, имея возможность молиться за Литургией, не желает участвовать в ней своей молитвой. И мысль, чтобы в праздник остаться без церковной молитвы, когда есть возможность иметь таковую - мысль эта от диавола..."

Причастишься святых Христовых Таин - и станет легко, светло, отрадно на душе и духом обновишься. Душа очищается, ум просвещается, освящается тело. "Ничто так не помогает усмирению страстей и отгнанию бесов, как возможно частое, от чистого сердца и усердия, приобщение святых и животворящих Таин Христовых" (препп. Каллист и Игнатий). Евхаристия есть чудо из чудес, больше, чем сотворение мира; а потому уму здесь должно лишь смириться и принимать все верою. А отвергать тайну есть неразумие, даже безумие. Чудо - выше естественных законов, выше ума.

Святой праведный отец Иоанн Литургию называл "раем", "небом на земле". Подлинно, она - центр нашей жизни; и ничего нет на свете дороже ее. По данным авторитетных знатоков Богослужения, во всей нашей литературе нет лучшего толкования духа и смысла Литургии, как это дано в творениях отца Иоанна. А в иностранной литературе и вообще ничего нет подобного. Через отца Иоанна, как молния в густой греховной мгле, сверкает Божественная литургия. На нее преимущественно обращает он наше внимание: "И на престоле является Бог во плоти. Никого нет к нам ближе и роднее, как Господь Бог... Через Богослужение мы присвояемся Ему". И на проскомидии "вынуть частичку - дороже и архиерейской молитвы". "Чрез Агнца Божия мы соединяемся с поминаемыми существеннее, чем чрез наши моления о них". "Литургия сокращение всего Евангелия. Она есть солнце - в полном сиянии. Она величайшее чудо... Непрестанное заколение Божия Агнца и излияние Его Крови пречистой. Литургия - таинство любви Божественной, обожения обесчещенного, уничтоженного, погибавшего в грехах человека. Это небесное служение... блаженство, мир и отрада для души! Оно питает ум, веселит сердце, вызывает слезы умиления, благоговения, благодарности, самопожертвования в подвигах любви; веселит надеждами воскресения и бессмертия. В Литургии наша сила против сильных врагов, победа над ними; свет души, очищение душ; святыня, слава наша, надежда наша, утверждение наше". - "Огонь и свет буди мне, Спасе, приятие Пречистых Твоих Таин и просвещая всего ко истинному богословию" (седален, 8 гл.). Вот, как учит Церковь. А учение Церкви все Богодухновенно. Каждое слово молитв церковных - это дар небесный, дар Божией благодати, изливающейся на души. Весь Христос пред нами, живый и всем жизнь дающий.