Православие и современность. Электронная библиотека

Протестантство, отвергнув авторитет Церкви, сделало из Библии своего рода фетиш. Но вне Церкви есть книги, но нет истинного Слова Божия. Все еретики (да и сам сатана - Мф. 4, 6) всегда находили для себя основания в Св. Писании, так как отдельные изречения его могут подвергаться многим, даже противоположным, перетолкованиям. Истинный смысл его известен только Церкви, руководимой Духом святым, Который является Источником и Священного Писания, и церковной жизни.

Еретики при толковании Писания хотят заменить руководство Церкви "здравым разумом", но разум остается беспристрастным только в вопросах математических.

Самый состав Священного Писания определяется Церковью. Канон священных книг немыслим вне Церкви. Вся рационалистическая критика Библии о происхождении священных книг неотвратимо приходит к самым противоположным выводам.

Преувеличенное почитание священных книг, внецерковное, приводит к произвольному выбору одного в ущерб или даже в отвержение всего остального... Так из Священного Писания возникают заблуждение и произвол. Такие истолкователи готовы считать себя умными только потому, что многому не верят и во многом сомневаются. Они готовы считать себя избранниками только потому, что не участвуют в жизни простых церковных людей и смотрят на их жизни критически. Самолюбие, зависть, тщеславие, дурное сердце - вот где торная дорога ко всякой ереси...

Мы - остаток, призванный хранить и являть Святое Православие, вносить в жизнь чистые заветы Евангелия - Царства Божия. Эти сокровища - в нашей Церкви. Горе тому, гнев Божий грозит тому, кто изменяет родному благочестию и бежит к пустосвятам ради корысти. Он в безумии своем пренебрегает наследием сокровища небесного. Он готовит себе печальную и скорбную участь. Забыл он завет св. Иринея: "Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать у Святой Церкви" Православной. "Христос пришел обновить растлевшее грехом естество человеческое. Дух Святый, вошедший в мир и действующий в Церкви чрез священнослужителей, Богослужение, проповедь, таинства совершает это обновление непрестанно. Только в Церкви заключается эта обновительная сила; вне Церкви ее нет и быть не может" (св. прав. Иоанн Кронштадтский, Христианская философия, стр. 105). Преп. Нил Сорский свидетельствует о том же, говоря, что "успехи в возрастании внутреннего человека (сиречь обновления) есть плод благодати Святого Духа, живущего в Церкви".

Счастлив тот, кто впитал в себя дух церковный, дух святыни и богомыслия. Сладко ему. Он стремится всем сердцем к Церкви, к этому источнику живой воды, текущей в жизнь вечную. У него тогда возникает радость великая - радость новой жизни - жизни во Христе. Она реальна, как предчувствие вечного блаженства, только в Церкви. И этой радости у него никто не отнимет, поскольку он в Церкви.

"Взыщите Бога"

Наша жизнь, наша культура, которой мы гордимся, в греховном плену чувственности. Она давит и порабощает все великие порывы нашего духа. "Взыщите Бога, и жива будетъ душа ваша" (Пс. 68, 33). Вот единственное средство от обнищания и смерти. Ищите Бога, как ищут сокровище, закопанное в землю. Или как женщина ищет потерянную драхму (Лк. 15, 8). Не для холодного познания о Нем, а для живого благодатного союза с Ним, чтобы почувствовать и любовь к Нему. Место встречи с Господом там, где Богоприимец встретил Спасителя-Младенца, порог которого можете преступить и вы с сокрушенным вздохом мытаря: "Боже! Милостив буди мне грешному!" (Лк. 18, 13) В священный час Литургии, в этот благодатно-таинственный час, трепетным духом своим вы почувствуете Бога и воскликните, как Фома некогда: "Господь мой и Богъ мой" (Ин. 20, 28). Действием благодати преобразится и обновится ваш внутренний человек, окрепнет дух и будет ясен весь путь Христианской жизни. Наши предки в храме черпали великую силу, которая создает цельную, не разделенную сомнениями душу...

У императора Гонория была любимая птица, которую он назвал "Рим". Однажды императора разбудили известием: "Рим погиб". Ему говорили о падении столицы его империи. "Как? Рим погиб? Но я вечером видел его здоровым". - "Рим-город". Император успокоился. Гибель великого города с сотнями тысяч жителей была ему не так больна и чувствительна, как гибель любимой птицы. Не то же ли наблюдаем мы и теперь. Гибнет душа - мы спокойны. Теряет вечное спасение - спокойны. Тускнеет мысль Христова в душе - спокойны. Изменяется облик христианский - мы не тревожимся. Но если мы теряем нечто материальное - мы несчастны и в ужасной тревоге...

К счастью нашему, были и есть избранники Божии, для которых наше внешнее обаяние и польза - ничто. Господин А., занимавший важный пост при Синоде, на прощанье обращается к отцу протоиерею со словами: "Вы, батюшка, так мне понравились, что я желал бы чем-нибудь показать мое расположение и уважение к Вам. Я имею вес в Синоде и могу кое-что сделать для Вас. Скажите, что бы Вы через меня хотели получить?" - "Я имею слишком много, - ответил отец протоиерей, - чтобы Вы могли к этому прибавить что-либо существенное". - "Что же Вы имеете?" - спросил удивленный синодал, полагая, что речь идет о наградах. "Что я имею? - с улыбкой переспросил отец протоиерей, - потрудитесь снять Вашу шляпу". Господин А, недоумевая, снимает шляпу. Отец протоиерей истово благословляет его и говорит: "Вот что имею, и больше этого можете ли Вы дать мне?" Господин А. в восторге обнял и расцеловал отца протоиерея...

Картина высшей, сознательной жизни пленительна. Там Дух Божий Савла делает Павлом, египетскую блудницу преподобной женой. В Божественной красоте Дух Божий проявляет животворящую силу. А где "мудрование плотское", то оно несет только смерть и вражду на Бога (Рим. 8, 6-8). "Плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут" (1 Кор. 15, 50)...

"И я кричу: идите, научитесь, что не только в будущей жизни, но и теперь, в настоящей, лежит пред очами нашими и пред руками, и пред ногами неизреченное сокровище, которое выше есть всякого начала и власти; идите, уверьтесь и убедитесь, что это сокровище, о коем говорю вам, есть свет мира... Свет всегда был, всегда сиял в тех, которые очистились; и во тьме он светится, и тьма не объемлет его, то есть не затемняет!.. Находящиеся во тьме, не понимают света... Невидимый Сын и Бог-Слово явлен был посредством тела всем тем, которые видели Его телесными очами, верным и неверным; но свет Божества Его дал себя познать и открылся только тем, кои и делами были верны, и говорили к Нему: "Се мы оставихомъ вся и вследъ Тебе идохом" (Мф. 19, 27), - этим одним словом " вся", объемля и имущество, и деньги, и свои склонности, и презрение сей временной жизни, и даже отвращение к ней потому что вкусили сладости ипостасной и вечной жизни. То же, что слаще, конечно и предпочтительнее, и это есть Сам Бог" (св. Симеон Новый Богослов, т. 2-й, стр. 481)...

Ценность и нравственное величие жизни Господь измеряет степенью участия человека в исполнении Божиих планов. О тех же, кто, подобно предателю Иуде, вносит в жизнь разрушение, разоряет и губит основы ее, а высшие ценности жизни продает за сребреники, Спаситель говорит: "Лучше было бы этому человеку не родиться" (Мф. 26, 24). Все высшие задачи жизни, к счастью нашему, начертаны на знамени православного вероисповедания: "Взыщите Бога, и жива будет душа ваша"...