St. Demetrius of Rostov

Иконы же Богородичной, стоящей на на-местном месте, и серебряных табличек на ней не коснулись. Знать, как некогда за пророка Елисея, так и здесь поганых поразил Господь Бог слепотой, чтобы, будучи слепыми душевными очами, и телесными не взглянули на икону Матери Божией, на которую взирая, видим мы истинную Богородицу.

Воспретила им сила Божия: да не коснутся недостойными руками Киота Мысленного.

И неверные не только не тронули икону, но и войти в пещеру к скрывавшимся там инокам не смогли, хоть и неоднократно покушались, с возожженной лучиной и обнаженными мечами, однако, будто кем-то отбрасываемые, возвращались изгнанные. Это сила Пречистой Девы, защищающая иноков, возбранила сарацинам вход в пещеру.

Беседа

«Много наказаний грешному», — грозит Псалмопевец (Пс. 31, 10). Не только в нынешнем, но и в будущем веке грешник подлежит бесчисленным наказаниям, ибо не бывает грех без наказания. От начала грехи казнены были: Адамов изгнанием, Евин печалями, грехи исполинов потопом, содомлян огнем, египтян многими смертями, грех израильтян рабским трудом наказан.

Согрешаем и мы, и сколь много казни на себя навлекаем: междоусобные брани, смертоносные раны, нашествия иноплеменников... И что сотворим, грешные? Примем добрый совет пророка Исайи: «Укройтесь на мгновение, доколе не пройдет гнев»Господень (Ис. 26, 20).

Но где можем скрыться от находящих на нас многих наказаний? Под тем кровом, под которым скрывался Давид: «Сокрыл меня в скинии Своей в день бедствий моих, сохранил меня в тайном месте скинии Своей» (Пс. 26, 5). И где этот добрый покров обретем? У Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. В этом-то покрове Давид скрылся, когда, будучи гоним Авессаломом, «пошел на гору Елеонскую» (2 Цар. 15, 30), которая явилась прообразом Премилосердной Госпожи нашей.

И если только тень Марии могла в день бедствий скрыть Давида, то тем более Она Сама, если к Ней прибегнем, скроет нас в крове Своем. Так говорит о Себе устами Святого Духа у Иисуса Сираха: «Я подобно облаку покрыла землю» (Сир. 24, 3).

Но, о дражайшая Госпожа! Почему столь худой вещи, мгле, уподобляешь Себя? Нет ли Тебе солнца, луны и звезд в именование? Мгла же что за красоту имеет, что ею зваться не гнушаешься?

Когда мгла над землей умножится и покроет ее, тогда все звери от ловцов целы: никто их поймать не может. Не здесь ли тайна, отчего Дева мглою нареклась? От ловящих прячет нас, ибо мы, грешные, из-за бесчеловечия нашего — как скоты, как звери, по Златоустову рассуждению: «Чреву угождаем, как медведи; плоть утолщаем, как мулы; памятозлобствуем, как верблюды; похищаем, как волки; гневаемся, как змеи; жалим, как скорпионы; хитрим, как лисицы; яд злобы носим, как ехидны». Таковых-то зверей настигают различные ловцы, постигает праведный гнев Божий, отмщая все наши злые начинания: «Бог отмщений, Господь, Бог отмщений явился» (Пс. 93, 1).

Постигают нас и беззакония наши, вполне можем жаловаться: «Постигли меня беззакония мои, так что я не мог смотреть» (Пс. 39, 13).

Постигает враг невидимый: «Он стал, как медведь в засаде, как лев в потаенном месте» (Плач. 3, 10).

Постигает нас и враг видимый. Сказал враг: «Погонюсь, настигну, обнажу меч мой и истребит их рука моя» (Исх. 15, 9).