St. Demetrius of Rostov

Во все же то бранное время, — чтобы ночь темной области не покрыла борющихся, — является «облеченною в солнце», просвещая тьму нашу. Так Возбранная Победительница всегда со Своими на брани. И кто не встанет против греха, имея готовую помощь — Пресвятую Деву?

О, Всесильная! «Обитель Твою сохраняй, в Тебе бо сия верно и'иночествует, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждающи, вышша есть всякаго искушения: и пленяет враги, и проходит послушание» (Андрей Критский, Великий канон, песнь 9).

Нравоучение

«Отвне — нападения, внутри — страхи»,— говорит апостол (2 Кор. 7, 5). А в бранях и страхах люди обычно быстро берутся за оружие. Мы же какое оружие взыщем для изгнания самих страхов? То, что нам святой Иоанн Лествичник велит, — имя Иисусово: «Всегда именем Иисусовым бей ратников, крепче этого оружия не найдешь ни на небе, ни на земле» (Лествица, Слово 15, о чистоте). Но примите и мой совет: другое всесильное имя как другое оружие во вторую руку возьмите — имя Марии, Матери Иисусовой, крепче и этого оружия не найдете. Если нападает на нас враг с двух сторон, с правой и с левой, то и мы против него идем с двумя оружиями — с именем Иисусовым и Марииным, чтобы победить одним правых, другим левых ратников.

Сколь же крепко то оружие — имя Марии? Слушай, что в Акафисте читается: «Вси противнии дуси страхом одержими трепещут, боящеся имене святаго Твоего».

Да позволено мне будет именовать Госпожу мою оружием, которым Давид победил Голиафа, то есть «пращею» (1 Цар. 17,'39-51). Ибо как из пращи вылетевший камень убил иноплеменника, так и от Нее исшедший Христос, Который есть Камень краеугольный, убил упавшего на Него. Ибо «тот, кто упадет на этот камень, сокрушится, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф. 21, 44).

Когда Давид взял в руки пращу, он выбрал себе к ней пять добрых камней из потока. В имени же Богородичном различаю пять букв: М А Р И А. Это пять камней, убивающих адского филистимлянина: Магнит, Адамант, Рубин, Иакинф, Аметист. Каждый из них своим свойством изображает некую добродетель Марии. Магнит, влекущий к себе железо,— это смирение Марии, привлекшее Бога на землю, ибо со словами Ее смиренными: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38),— сошел Бог с небес и воплотился от Нее. Твердый Адамант являет мужество Марии. Червленый Рубин — целомудрие. Иакинф небесного цвета показывает Ее богомыслие. Огневидный Аметист — пылающую любовь.

Этими пятью мысленными каменьями хотя и всех Голиафов адских побивают, но наиболее — пять больших из них. Магнит смирения убивает беса гордости. Адамант мужества уязвляет беса страха, ослабляющего в подвиге. Рубин целомудрия — беса бесстыдства и нечистоты. Иакинф богомыслия поражает беса земного пристрастия. Аметист любви — беса ненависти. И неудивительно, что этого пресвятого имени боятся и трепещут бесы.

Еще в ветхом завете было пять вещей, начинающихся с пяти букв имени Марии, знаменующих силу его: Море чермное, Ареда источник, Руно Гедеоново, Иордан река и Арарат гора. Море потопило фараона, при Ареде источнике Мадиам был поражен до конца. На Руне Гедеон принял знамение победы. При Иордане цари Аморейские были завоеваны Иисусом Навином. Арарат гора стала пристанищем ковчегу.

Все это послужило прообразом Девы Марии, Которая и фараона мысленного потопила, и мадиамов, и амореев адских поразила, и, как руно росу, Слово в утробу приняла. И пристанище небурное Она для всех, из потока страстей к Ней плывущих. Потому, всякий верный, именем Ее пресвятым — Мария — как пращей, пять камней содержащей, вооружайся и побеждай своих врагов!

Прилог