«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

13.Произноси одну молитву так, как будто до нее и после нее никогда не молился, в ней заключаясь целиком. Только так молитвой открывается сердце.

14.Нерассеянная молитва и есть истинная молитва, которая, мало по малу, укрепляется в сердце и очищает его; рассеянную молитву, словно шелуху, относит ветер помыслов.

15. Сколько бы времени ты ни занимался молитвой, внимательная молитва – самая лучшая.

16.Молись так: скажу хотя бы одну молитву, но с полным вниманием и покаянием, потом еще одну и еще. Так приходит умение молиться с полным вниманием.

17.Когда сердце молится с полным вниманием, оно быстро согревается.

18.Постоянно сопротивляйся злой воле молитвой, хотя это и трудно, но привлекает к душе благодать; и никогда не исполняй веления злой воли в помыслах и поступках, чтобы не стать их пленником в вечности.

19.Если мы привыкнем исполнять все свои дурные помыслы и желания, особенно кажущиеся мелкими, станем рабами зла сначала в мелочах, а потом и во всей жизни.

20.Никогда не мечтай, ибо от мечтания до рабства греху – один шаг.

2. Молитва – это труд, но труд творческий...

21.Если сердце не откажется быть рабом дурных привычек, к нему никогда не сможет привиться непрестаннач молитва.

22.Если ко всем людям относиться с молитвенным состраданием и милосердием, то неприязнь, зависть и ненависть уходят, а моливта укрепляется и приходит любовь к людям.

23.В сердце приходят смирение и любовь к людям, когда оно научается молиться о них и терпеть все неудобства и страдания, которые они причиняют.

24.Есть свобода сердца и есть вольность сердца. Первое – от Святого Духа и молитвы, последнее – от сатаны и дурных помыслов и желаний.

25.Чем чаще ветер раскачивает дерево, тем глубже корни его врастают в землю; чем больше скорбей испытывает сердце, тем крепче оно держится за Бога и молитву.

26.Сердце обретает Бога, когда между одной молитвой и другой не вторгается никакой помысл.

27.Никакое общение и беседы не могут дать того, что дают уединение и молитва.

28.От празднословия и рассеянности ум становится возбужденным, раздражительным и злобным, а от молчания и молитвы – легким, чистым и радостным.

29.Если растет любовь и доверие к самому себе, то растет неприязнь и ненависть к людям; если растет ненависть и недоверие к себе, то к людям растет любовь, а молитва и милосердие становятся ее проявлением.

30.В молчании приобретается молитвенная сила ума, а в празднословии она теряется безцельно.

31.Духовная радость придет только тогда, когда совершенно освободишься от греха и сподобишься чистой молитвы.

32.До прихода чистой молитвы какая может быть радость? Лишь плач, скорбь и покаяние.